Пенсионный советник

Solar Impulse сходит с дистанции

Летящий через Тихий океан самолет Solar Impulse вынужден сесть в Японии

Павел Котляр 01.06.2015, 13:50
AP Photo/Denis Balibouse

Полет «солнечного» самолета Solar Impulse над Тихим океаном пришлось прервать из-за непогоды. Установление очередного мирового рекорда пока откладывается.

Кругосветный перелет уникального самолета на солнечных батареях Solar Impulse 2, начавшийся в марте этого года, вошел в самую сложную фазу и теперь по праву сможет претендовать на самое значимое технологическое событие 2015 года. Как и ожидалось, самым трудным для членов миссии станет беспримерный перелет через Тихий океан, и, как показали события этого утра, силы природы изначально пытаются помешать пилоту Андре Брошбергу совершить то, что не удавалось сделать никому ранее.

Свой кругосветный полет четырехдвигательный одноместный самолет Solar Impulse 2, размах крыльев которого превышает ширину Boeing 747, начал в марте, вылетев из Абу-Даби на восток.

В первых «плечах» рекордного перелета, по сути, ничего рекордного не было: самолет уже не раз совершал перелеты по нескольку сотен километров, поэтому броски через Персидский залив в Оман, перелет в Индию, Мьянму и затем перелет в Китай привлекали огромное внимание во всем мире лишь как этапы первого в мире именно кругосветного перелета самолета на солнечных батареях. Самой долгой стоянка оказалась в городе Нанкин на восточном побережье Китая –

именно отсюда должен был стартовать самый длинный и долгий участок маршрута — беспосадочный перелет почти через весь Тихий океан до Гавайских островов.

Именно этот участок должен стать настоящим испытанием надежности самолета и выдержки пилота Андре Брошберга, ведь весь полет длиной больше 8 тыс. км должен занять ни много ни мало шесть дней и пять ночей –

дольше и длиннее, чем все шесть предыдущих «плеч», вместе взятых.

Важной особенностью самолета является его способность лететь и ночью, когда электродвигатели, вращающие пропеллеры, питаются энергией, накопленной за день литий-ионными аккумуляторами.

Еще 20 лет назад КПД лучших солнечных панелей и их вес не позволяли и думать о том, чтобы создать самолет, способный продолжать полет без топлива лишь за счет солнечной энергии.

Однако прогресс в создании новых солнечных элементов и легких, емких аккумуляторов показал, что «на солнце» возможно лететь не только днем, но и ночью, и тут уже проблема – как пилоту управлять самолетом в течение долгого времени?

«Не спать шесть дней? Похоже, он на чем-то сидит. У пилота тоже литий-ионные аккумуляторы?» — написал один из пользователей научно-популярного сайта Arstechnica.

На самом деле расписание работы пилота построено так, чтобы несколько раз в день он имел 20-минутные перерывы для сна. Однако за каждый день таких «отключек» набегает всего 3 часа 20 минут, так что к концу путешествия пилот все равно окажется измотан физически. Известно, что для поддержания себя в форме Брошберг прибегает к занятиям йогой — благо кабина размером с телефонную будку это позволяет.

Такова цена полета, который в случае успеха станет самым продолжительным беспосадочным перелетом одномоторного самолета в истории авиации.

Крейсерская скорость самолета составляет порядка 90 км/ч днем и порядка 60 — для более бережного расхода энергии — в ночное время. Днем батареи общей площадью 269,5 кв. м питают моторы и заряжают 41 аккумулятор, которые ночью отдают 13 кВт мощности двигателям.

Днем самолет летит на высоте 9 км, ночью спускается до 1 км, при этом при снижении он планирует, иногда вовсе выключая моторы.

При взгляде на карту полета ясно, что возобновив полет к Гавайям, у пилота не будет возможности прервать полет где-то к востоку от Японии. Один из аварийных сценариев предполагает посадку на атолле Мидуэй в Тихом океане, второй – возвращения в Японию или Китай. Не исключается также и посадка самолета на воду.

При этом пилот не будет снижаться с самолетом из-за опасности поражения электрическим током, а должен выпрыгнуть с парашютом и надувной лодкой.

Для длительного полета в кабине имеется необходимый запас воды, еды, а наклонное кресло может использоваться как туалет (подробности не приводятся).

Перелет через Тихий океан не задался с самого начала. Месяц устроители экспедиции ждали, когда над Тихим океаном наладится подходящая погода — ведь для успешного полета требуются не только преобладающие попутные ветры, но и безоблачное небо для достаточной подпитки батарей.

Первый вылет пришлось отложить из-за погоды, и 30 мая самолет наконец поднялся в воздух и взял курс на Гавайские острова.

Однако в понедельник, спустя 36 часов после старта, пришли сообщения об ухудшении погоды по курсу полета и необходимости совершить промежуточную посадку в Нагое (Япония). Возможность этой посадки предусматривалась заранее.

«Погодное окно в направлении Гавайских островов ухудшилось. Мы решили совершить промежуточную посадку в Нагое», — сообщил твиттер экспедиции. «Я на пути в Нагою, разочарован невозможностью продолжать полет, но очень благодарен японским властям за поддержку», — написал в своем твиттере пилот Андре Брошберг. В Японии самолет пробудет несколько дней в ожидании хорошей погоды.