Пенсионный советник

Мир теряет ее

Чем грозит мировой культуре уничтожение джихадистами Пальмиры

Владимир Гелаев 21.05.2015, 16:14
__is_photorep_included6696725: 1

Джихадисты из «Исламского государства» продолжают «экскурсию» по древним городам — на этот раз на грани уничтожения древняя Пальмира. Какие бесценные памятники может потерять мир, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Вроде бы потерявшие значительную часть захваченных территорий джихадисты «Исламского государства» — организации, деятельность которой официально запрещена в России, — перешли в полномасштабное наступление по всем фронтам. В Ираке они взяли под свой контроль провинцию Анбар, а в Сирии сумели овладеть Пальмирой. Несколько месяцев тому назад боевики с помощью бульдозеров и иных подручных средств сравняли с землей древние города Хатра и Нимруд, а также уничтожили ряд бесценных экземпляров музея Мосула, о чем рассказывала «Газета.Ru».

Теперь джихадисты выбили армию Башара Асада из Пальмиры — древнего города, расположенного между Дамаском и Евфратом. Расцвет Пальмиры был связан с тем, что она находилась на пути следования караванов. А ее появление по традиции возводят к библейскому царю Соломону. Связано с городом, являвшимся центром Пальмирского царства, и имя царицы Зенобии, которая попыталась сделать свою вотчину независимой от Римской империи.

Впоследствии от древнего города остались колоннады и монументальные арки, ряд храмов, а также театр и караван-сарай.

Wikimedia Commons

«Эти самые романтические руины Древнего мира впервые были открыты в самое романтическое время европейской истории — в XVIII веке, когда классицизм был еще достаточно силен, а романтическая реакция против него только началась», — писал в своей книге «Караванные города» известный историк античности Михаил Ростовцев.

Тогда же и появились первые полотна и книги, воспевавшие древний город. Особенный успех имела книга английского путешественника Роберта Вуда «Руины Пальмиры».

«Под влиянием этой книги французские друзья Екатерины Великой называли ее город Северной Пальмирой, очевидно, отождествляя ее с Зенобией... Это было очень лестное сравнение для Екатерины и для русских, а за Петербургом утвердилось название Северной Пальмиры», — писал Михаил Ростовцев.

Свою книгу исследователь писал в 1930-х годах, проживая за пределами Советского Союза. И именно тогда, по свидетельству исследователя, для Пальмиры закончилась эра бесконтрольного грабежа руин туристами и купцами, и теперь началась эра археологических экспедиций и исследований. При этом британцы, не раз бывавшие в Пальмире, и французы, получившие мандат над Сирией по итогам Первой мировой войны, активно вывозили из древнего города все, что можно было вывезти. Впоследствии изыскания в Пальмире проводили многие исследователи, в том числе и российские, например историк искусства и археолог Борис Фармаковский.

В 1980 году Пальмира была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Если джихадисты будут вести себя так же, как в Нимруде и в Хатре, то тогда мир потеряет важнейший памятник, внесенный в реестр ЮНЕСКО. Пальмира — одна из жемчужин Ближнего Востока и мировой культуры. Такие утраты будут сравнимы с катастрофой, понесенной мировой культурой в ходе Второй мировой войны. Тогда утратили Янтарную комнату, много различных произведений искусства. Люди рассуждали: война, что поделать. Там тоже война», — рассказал «Газете.Ru» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Муравьев.

По мнению исследователя, скорее всего, Пальмира пострадает по аналогии с другими древними городами, которые намеренно разрушили боевики «Исламского государства». Несмотря на то что представителям сирийской армии удалось вывезти из Пальмиры сотни экспонатов, однако главную ценность представляет сам город, а также имеющиеся в нем эпиграфические надписи, вывезти которые не представляется возможным.

«С другой стороны, джихадисты продают артефакты, потому что им нужны деньги. Можно ожидать, что вскоре артефакты из Пальмиры появятся на черном рынке», — резюмировал Алексей Муравьев.

В то же самое время надежда лицезреть археологические памятники у людей сохраняется благодаря так называемым киберархеологам, которые формируют массив из фотографий исторических памятников, а затем создают их детальные трехмерные модели. Сейчас ценители культуры работают над «проектом Мосул», в рамках которого пытаются восстановить внешний облик исторических памятников и артефактов, уничтоженных «Исламским государством». Впоследствии специалисты рассчитывают применять развивающиеся технологии 3D-печати для восстановления утраченных зданий и предметов.