Европейцы вышли из степей Украины и России

ДНК-анализ показал, что предками европейцев были жители причерноморских степей

Предки европейцев, которые сегодня пытаются помирить россиян и украинцев, сами когда-то вышли из степей нынешней Украины и России. Так считают американские археологи, которые провели самый обширный анализ ДНК древних жителей Европы.

На английском брат – «brother», на древнегреческом – «phrater», на санскрите, латинском и древнеирландском — «bhrater,» «frater,» «brathir». Еще с середины XVII века ученые стали замечать подобные сходства в так называемых индоевропейских языках, которые насчитывают более 400 диалектов. Лингвисты сходятся в том, что все они берут начало в одном древнем языке – праиндоевропейском. И лишь последние 20 лет ученые спорят, где был распространен этот язык и кто был его носителем.

Недавние результаты исследования, проведенного учеными под руководством Дэвида Рейха из Гарвардской медицинской школы с участием российских ученых, впервые указали на то, что носителями этого древнего языка были пастухи и земледельцы,

жившие в степях на территории современной Украины и России к северу от Черного моря.

Считается, что первые представители человека разумного, проникшего в Европу, были охотники-собиратели, пришедшие из Африки через Ближний Восток порядка 45 тыс. лет назад. Археологические находки и анализы ДНК говорят о том, что пришедшие 8 тыс. лет назад земледельцы с Ближнего Востока вытеснили охотников-собирателей в одних местах и смешались с ними в других. Однако анализ ДНК древних и современных европейцев, сделанный группой Рейха, показал, что помимо этих двух была и третья, неизвестная ранее волна миграции людей с востока.

Был проведен генетический анализ ядерных ДНК 69 человек, живших на территории современной Европы 3–8 тыс. лет назад. Были также проанализированы генетические данные еще 25 древних европейцев, в том числе знаменитого тирольского человека Отци (Эци) — мумии возрастом 5300 лет, обнаруженной в 1991 году на леднике в Тирольских Альпах. Анализ подтвердил приход ближневосточных земледельцев в Европу 7–8 тыс. лет назад и выявил следы ранее неизвестной миграции, имевшей место несколько тысяч лет позже.

Выяснилось, что ДНК ранее обнаруженных пастухов на западе России имеют сходство с ДНК людей, принадлежавших к так называемой культуре шнуровой керамики, которые обитали на территории современной Германии 4,5 тыс. лет назад.

Пастухами этими были представители ямной культуры, жившие в степях Причерноморья. Свое название они получили благодаря ямам под курганами, в которых хоронили умерших в положении лежа с согнутыми коленями.

Впервые памятники этой культуры открыты В.А. Городцовым в 1901 году на Северном Донце. Простиралась она от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.

Следы миграции людей ямной культуры остались в генах современных европейцев, а у таких народов, как норвежцы, шотландцы и литовцы, эти следы проявляются особенно выраженно, установили исследователи.

По их мнению, эти степняки когда-то могли полностью вытеснить существовавшие на территории Германии популяции.

Ученые считают, что ямники могли привнести в Европу и часть индоевропейского языка, в том числе славянские языки, немецкий и романские языки, а также свои технологии, такие как колесо. Распространение этого языка происходило порядка 6 тыс. лет назад и совпало с одомашниванием лошади и изобретением колеса, что позволило людям путешествовать на большие расстояния.

«Это восхитительная работа, огромный скачок во многих отношениях. Теперь мы можем отслеживать в прошлом целые популяции, а не отдельных людей», — считает Стефан Шиффелс, генетик из Института в Хинкстоне. Пока остается неясным, все ли индоевропейские языки произошли от языка ямников. По мнению Пола Хеггарти, лингвиста из Института эволюционной антропологии в Лейпциге, ямники говорили на языке, который затем дал начало славянским, немецким и другим языкам Северной Европы. Но он сомневается, что тот язык стал предшественником для южноевропейских языков, например греческого, или для восточных индоевропейских, таких как санскрит.