Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

США отказались от советского в пользу российского

На американскую ракету Antares поставят вместо старых советских новые российские двигатели

Американские ракетчики не могут отказаться от российских двигателей, несмотря на взрыв ракеты-носителя Antares. После долгих поисков, отказавшись от старых советских, они остановились на новых российских двигателях.

Американская частная космическая корпорация Orbital Sciences Corporation, чья ракета Antares с установленными на ней старыми советскими двигателями НК-33 взорвалась на старте 28 октября, определилась, какие новые двигатели будут выводить ракету в космос. Учтя все факторы, среди которых сложившаяся политическая обстановка и наличие предложений от американских производителей, руководство компании решило сменить старые советские двигатели на новые российские.
Ими станут двигатели РД-181 производства Химкинского НПО «Энергомаш».

Двигатели НК-33 были произведены еще 40 лет назад для советской лунной программы, однако после ее сворачивания двигатели несколько десятков лет находились на хранении в самарском СНТК им. Н.Д. Кузнецова, а в 90-е годы крупная их партия была закуплена американской компанией Aerojet Rocketdyne. В США после модернизации они используются под названием AJ-26.

Слухи о том, что, несмотря на санкции и неудачный запуск, предпочтение будет снова отдано российским двигателям, ходили сразу после октябрьской аварии. Двигатель РД-181 напоминает РД-191 – жидкостный двигатель, установленный на новой российской ракете «Ангара», первый запуск которой состоялся минувшим летом. РД-181 был разработан «Энергомашем» специально для использования на ракете Antares.

«РД-191 качается в карданном шарнире нашей разработки. РД-181 из соображений замены НК-33 будет иметь шарнир американской разработки.

Этот двигатель имеет большую тягу и более высокий удельный импульс, то есть он экономичней НК-33. Однако оппоненты указывают, что он тяжелее, сложнее и дороже», — рассказал «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.

Как предшественник НК-33, РД-181 имеет одну камеру сгорания, работает на керосине и жидком кислороде, и пара таких двигателей будет устанавливаться на первую ступень ракеты Antares, изготавливаемую украинским КБ «Южмаш». Российская сторона официально не комментирует ни сам факт заключения контракта, ни его стоимость, между тем, по данным «Известий»,

речь идет о поставке 60 двигателей на сумму порядка $1 млрд.

«РД-181 в его парной конфигурации наилучшим образом подходит для замены существующей пары AJ-26, и это минимизирует необходимость модернизации конструкции, что позволяет нам оставить ее почти прежней», — пояснил вице-президент Orbital Марк Печински.

По словам Рона Грейба, исполнительного вице-президента Orbital, корпорация искала замену для НК-33 последние три года. «Мы изучали несколько альтернатив, и наши, и зарубежные. И в конечном счете мы остановились на РД-181, так как они предполагают лучшее сочетание надежности поставок, технического исполнения и цены по сравнению с другими вариантами», — отозвался он о российском поставщике. По словам Печински, первая партия двигателей ожидается летом, вторая – осенью следующего года. Осенью же планируется провести первые огневые испытания российского двигателя.

Пока ракета Antares с новым двигателем не готова, Orbital будет использовать ракету Atlas V с двигателем РД-180, чтобы исполнить свои обязательства по доставке на МКС грузов до конца 2016 года. Контракт удалось заключить, несмотря на подписанный конгрессом США закон о национальной обороне, который запрещает покупку новых двигателей РД-180 на фоне санкций в отношении России. Двигатель РД-180 давно используется в ракетах Atlas V для запуска как гражданских, так и военных спутников. «Закон налагает будущий запрет на использование российских двигателей для программ национальной безопасности. Но наше использование мирное. В космической сфере США и Россия имеют долгую историю сотрудничества, которая восходит к стыковке «Союза» и «Аполлона» в 70-е годы», — считает Грейб.

Что касается поставок РД-180, запретить которые в мае грозился вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, то конгресс запретил лишь будущие контракты, нынешний же контракт, предполагающий поставку порядка ста двигателей, будет исполняться. «Думаю, за два-три года США доберут эти двигатели, и сейчас они не снизили, а увеличили частоту их закупок», — пояснил Афанасьев.

Загрузка