Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Яйцо марсианского происхождения

В метеорите с Марса найдена похожая на клетку структура

В метеорите с Марса, упавшем в Египте, найдено нечто яйцеподобное, похожее на окаменелую клетку. Ученые в тупике: они не могут объяснить странную находку, а журналисты трубят о марсианских микробах.

Необычная яйцевидная структура, впервые обнаруженная в метеорите, прилетевшем с Марса, озадачила ученых и даже навела их на мысль, что это — первое в истории найденное доказательство когда-то существовавшей на соседней планете жизни. Открытие было сделано в ходе рутинного исследования куска метеорита Нахла, упавшего на Землю более века назад.

Тогда, 28 июня 1911 года, жители египетского местечка Нахла наблюдали взрыв в небе, после чего осколки метеорита разлетелись в радиусе 5 км.

Один человек даже утверждал, что видел, как осколок упал на собаку и якобы полностью испарил ее. Вес собранных образцов составлял от нескольких грамм до почти 2 кг. Всего было собрано порядка 40 камней общим весом 10 кг, и сегодня ученые уверенно относят обломки этого метеорита к редкому классу марсианских.

Из более чем 20 тыс. известных на сегодня метеоритов к марсианским относятся всего три десятка.

Собственно, Нахла и был первым метеоритом на Земле, который ученые отнесли к классу марсианских. Считается, что эти камни оказались на Земле, будучи выброшенными при ударе о Марс крупных астероидов или при мощных вулканических извержениях, в результате чего камень мог преодолеть марсианское притяжение.

Изотопные методы анализа показали, что кристаллизация вещества метеорита Нахла произошла 1,38 млрд лет назад.

А около 11 млн лет назад мощный взрыв выбросил породу с поверхности Марса, и в 1911 году часть ее выпала в виде метеорита в египетской пустыне.

Изучая полированный срез образца BM1911,369, доктор Элиас Хатзитеодоридис из Национального технического университета Афин обнаружил странную яйцеподобную овальную структуру с концентрическими стенками,

которую сразу приняли за остатки древней биологической клетки.

«Во многом она напомнила окаменевшую биологическую клетку, однако это было странным, поскольку она, несомненно, с Марса», — пояснил профессор Аян Лион из Манчестерского университета, соавтор статьи, опубликованной в журнале Astrobiology. Чтобы докопаться до природы странной находки, ученые провели серию химических и структурных исследований на шкале микрометров и нанометров, применив широкий спектр сканирующих техник.

«Есть надежные структурные и химические доказательства того, что яйцевидная структура принадлежит Нахле и родом с Марса», — уверены ученые.
Ученые смогли доказать, что эта структура не могла образоваться в земных условиях и быть занесенной уже после падения на нашу планету.

«Наше исследование доказало, что эта структура если и не была клеткой, то точно когда-то содержала воду — воду, которая затем нагрелась, возможно, в результате удара астероида», — считает Лион. Это открытие, хотя и оставило больше вопросов, чем ответов, еще больше подогрело полемику вокруг того, могли ли на древнем Марсе существовать условия, благоприятные для жизни.

«Мы показали, что в тех условиях могла существовать жизнь. Они были не слишком холодными, не слишком жесткими. Жизнь в форме бактерий, к примеру, могла там существовать, хотя мы и не нашли что-либо еще. Но она могла существовать и в какой-то форме дожить до наших дней», — добавил Лион.

Теперь ученые намерены применить тонкие методы для поиска следов жизни в этом метеорите.

МЧС сообщило о возгорании склада площадью 1,5 тыс. кв. метров на юге Москвы