Бокал вина сердцу не поможет

Умеренно пьющие люди не застрахованы от болезней сердца и инсультов, выяснили ученые

Новое исследование с участием российских ученых показало: польза небольшого количества алкоголя для сердца и сосудов, скорее всего, преувеличена.

Алкоголь в больших количествах — это однозначно зло, но есть мнение, что небольшое количество алкоголя (особенно красного вина — не больше двух бокалов в день) полезно для организма. Это утверждение, радующее значительную часть человечества, родилось из научных исследований последних десятилетий. В красном вине обнаружили ресвератрол, который служит антиоксидантом и оказывает еще массу полезных эффектов, и другие биологически активные вещества.

Хотя результаты исследований неоднозначны и регулярно поставляют порцию информации как за, так и против ежедневного бокала вина.

Как писала «Газета.Ru», ученые из Гарварда доказали, что ресвератрол активирует белок, замедляющий старение, и опубликовали про это статью в Science. В то же время датские ученые показали, что ресвератрол при регулярном потреблении не снижал давление и не расширял сосуды у пожилых людей. Одни американские ученые установили, что красное вино эффективно противостоит росту раковых клеток. Другие утверждают, что содержание ресвератрола в рационе никак не влияет на сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Впрочем, добавляют они, в красном вине содержатся и другие биологически активные вещества.

«Представления о том, что стакан красного вина в день полезен для сердца, широко распространены, — сказала «Газете.Ru» Светлана Боринская, ведущий научный сотрудник Института общей генетики РАН, участник работы, опубликованной в журнале British Medical Journal. — Они основаны на результатах множества исследований, в которых показано, что трезвенники имеют более высокий уровень смертности, чем люди, регулярно потребляющие небольшие количества алкоголя (в пересчете на водку — не более одной бутылки в неделю для мужчин и в два раза меньше для женщин).

Однако делать окончательный вывод о пользе небольших количеств алкоголя из этого совпадения неверно.

Наблюдая такие совпадения, невозможно установить, где причина, а где следствие. Люди болеют потому, что совсем не пьют, или не пьют потому, что плохое здоровье не позволяет?»

Кроме того, как объясняет Боринская, сложность исследования возникает из-за тесной связи потребления алкоголя с социальными факторами: «Группы людей с разным уровнем потребления алкоголя отличаются по множеству других параметров, влияющих на здоровье: и по уровню доходов (у умеренно пьющих доходы выше, чем у пьющих сильно), и по уровню образования и социального благополучия (у умеренно пьющих уровень выше). И даже по уровню дозированных физических нагрузок, то есть занятий аэробикой, ходьбой и другими видами поддержания физической формы. Поэтому при сравнении таких групп сложно отделить влияние алкоголя от влияния других факторов, тесно связанных со здоровьем».

Но ученые не оставляют попыток объективно оценить влияние умеренного потребления алкоголя на здоровье. В данном случае специалисты из 113 научных учреждений 17 стран объединили результаты исследований более четверти миллиона человек для того, чтобы узнать, влияет ли на состояние сердца и сосудов снижение потребления алкоголя у умеренно пьющих людей. От России в работе принимали участие Светлана Боринская из Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, а также Софья Малютина и Михаил Воевода из НИИ терапии и профилактической медицины СО РАМН.

Результаты большого международного научного проекта ставят под сомнение пользу для здоровья даже небольших количеств алкоголя.

Чтобы избежать искажений, связанных с социальными факторами, для выделения группы с более низким уровнем потребления алкоголя ученые использовали генетический анализ. «В печени алкоголь превращается в токсичный ацетальдегид, — объясняет Боринская. — Процесс контролируется ферментом алкогольдегидрогеназой. Если фермент работает быстро, содержание ацетальдегида в крови быстро повышается и вызывает неприятные симптомы (тошнота, головокружение, сердцебиение, покраснение лица).

Люди с такими ферментами потребляют в среднем на 15–20% алкоголя меньше. Скорость работы фермента зависит от того, какой вариант гена человек получил от своих родителей.

Вот этот ген и использовали как инструмент выделения группы менее пьющих людей, чтобы сравнить с теми, кому гены «разрешили пить больше».

Для всех обследованных в количестве без малого 261 тыс. человек ученые определили, какой вариант гена они имеют, и сравнили группы с разными вариантами гена по множеству показателей здоровья. В этой выборке насчитывалось 20 259 случаев коронарной болезни сердца и 10 164 случая инсульта.

Оказалось, что носители защитного варианта гена (те, кто по генетическим особенностям не может выпить много) потребляют в среднем на 17,2% меньше алкоголя в неделю, менее склонны к запойному алкоголизму и больше страдают от похмелья, чем носители другого варианта гена.

Они же имеют в среднем меньшие значения кровяного давления, меньший индекс массы тела и меньший объем талии. Носители защитного гена менее часто страдают от коронарной болезни сердца и от ишемического инсульта.

«Если предположить, что алкоголь полезен для сердца, — продолжает Светлана Боринская, — то при умеренном его потреблении обладатели варианта гена, снижающего уровень потребления, имели бы худшие показатели сердечного здоровья, чем те, кто пьет оптимально. Но результаты исследования показали иной результат.

При умеренном потреблении алкоголя генетически предопределенное снижение потребления давало лучшие результаты для здоровья. Авторы исследования делают осторожный вывод о том, что польза алкоголя для сосудов и сердца может быть преувеличена».

Светлана Боринская считает, что доводы очень весомы, но необходимы дальнейшие исследования. По ее мнению, обсуждение результатов этой работы разделится на две части. Широкая публика будет выяснять, «пить или не пить», и желать, чтобы ученые точно сказали, какие количества алкоголя безопасны для здоровья. А ученые, которые, как всегда, склонны критически анализировать любые результаты, будут искать пути проверки полученных выводов.