14 июля 1789 года считается началом Великой французской революции. Именно в этот день 225 лет назад была разрушена тюрьма Бастилия, бывшая символом правления Бурбонов. Франция XVIII века была противоречивой страной с точки зрения экономики и социального развития. С одной стороны, французский трон сохранял свою мощь и влияние, строились новые дороги и мануфактуры, французский язык был языком культуры: на нем разговаривали и в других европейских столицах, он являлся языком дипломатии и межгосударственного общения.
С другой стороны, развиваться обществу мешала жесткая сословная система его организации. Люди были разделены на три сословия – духовенство, дворянство и «третье сословие», в которое входили крестьяне, предприниматели, городские и сельские обыватели. Налоги при этом платили только представители последних. Крестьяне, составлявшие большинство французского населения, были крепко связаны с сеньорами-землевладельцами множеством нематериальных повинностей. Они были обязаны, к примеру, давить виноград только на давильне землевладельца, уплачивать особую подать — «мертвую руку» — при переходе надела по наследству.
Сословный принцип был незыблем во всем — от экономики до правосудия: преступников разного происхождения казнили на разных площадях.
Одним из символов власти стала Бастилия, в которую могли посадить без суда и следствия – по записке от короля.
Сейчас для описания этого общественного устройства Франции историками, антропологами, социологами часто используется термин «Старый порядок». Тогда крупные аристократические роды сосредоточили в своем владении огромные земельные участки, но доходы с них тратились во многом на роскошь, из-за чего финансовая система страны была разбалансирована.
Начавшиеся в 1780-е годы неурожаи привели к волнениям в деревне. Король Франции Людовик XVI в ситуации кризиса решил созвать Генеральные штаты – не собиравшийся до этого почти 200 лет совещательный орган. Уже тогда горожане и особенно предприниматели заговорили о своих правах. Их мысли в брошюре «Что такое третье сословие?» выразил аббат Сийес, написавший следующее:
Что такое третье сословие? – Все.
Чем оно было до сих пор? – Ничем.
Чем оно желает быть? – Чем-нибудь.
5 мая 1789 года в Версальском дворце под Парижем начали заседать Генеральные штаты. Король Людовик XVI, по-видимому, не имел четких представлений о дальнейшей политике правительства. Зато он решил не допустить согласованных выступлений депутатов, собирая делегатов от трех сословий в разных залах. Однако представители третьего сословия заявили, что они представляют большую часть нации, вследствие чего ими было объявлено о создании Национального собрания.
К ним в этом присоединились депутаты от первого и второго сословий. Затем они поклялись не расходиться, пока не будет принята конституция Франции.
К 9 июля политический кризис достиг апогея: Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием, а Людовик искал силы на то, чтобы разогнать его.
В этот момент свое веское слово сказала парижская улица: начались столкновения между демонстрантами и армией. Бедные столичные жители, которых называли санкюлотами (от французского sans culotes – «без брюк»), поддержали Учредительное собрание. Они отправились к Бастилии; она не имела военного значения, но виделась символом старого мира. В ходе непродолжительного боя тюрьма была захвачена. Коменданта казнили, а освобожденных узников пронесли по парижским улицам.
Уже на следующий день было принято решение о сносе тюрьмы. Однако в условиях нараставшей революции и хаоса на улицах столицы последние бастильские камни были разобраны лишь к 1791 году.
Считается, что именно со дня взятия Бастилии начинает свой отсчет Великая французская революция. Именно она стала катализатором социальных изменений в Европе XIX века, вызвала к жизни Наполеона и его проект. А девиз «Свобода, равенство и братство» до сих пор не только девиз Французской Республики, но и популярный лозунг у сторонников перемен в своих странах.
В 1830 году на месте тюрьмы был установлен монумент в память событий Июльской революции того же года. Уже с середины XIX века Бастилия стала символом французского абсолютизма.
Герой «Трех мушкетеров» Александра Дюма кардинал Ришелье говорил, что «у того, кто попадает в Бастилию, нет никакого потом».
В конце XIX века 14 июля – день взятия Бастилии – стал государственным праздником Франции. Отменили его лишь коллаборационисты в годы Второй мировой войны в рамках демонтажа всех следов старой республики. Но после освобождения Франции этот день вновь стал праздничным.