Кто жил в Абу-Даби миллионы лет назад

Самая древняя в Старом Свете обезьяна найдена в ОАЭ

Останки самой древней в Старом Свете обезьяны найдены и изучены в Арабских Эмиратах. Это позволило ученым пересмотреть существовавшие ранее представления о происхождении и переселении обезьян, родословная которых имеет много общего с историей человечества.

Прародиной как древних людей, так и древних обезьян считается Африка, только проникали они туда разными путями и в разное время. Найденный в пустыне в эмирате Абу-Даби зуб древнего представителя подсемейства мартышковых свидетельствует в пользу гипотезы о пути обезьян в Евразию через Аравийский полуостров, а не через Гибралтарский пролив.

Расхождение ветвей, давших начало подсемействам мартышковых и тонкотелых обезьян, произошло около 14,5–17 млн лет назад. После этого обе группы обезьян расселились по югу Евразии, стали успешными и многочисленными.

Существует три предполагаемых маршрута миграции мартышек из Африки: через Гибралтар в Средиземноморье, а оттуда на север и северо-восток; через Синайский полуостров на северо-восток; через Баб-эль-Мандебский пролив на восток.

Ранее ископаемые мартышки были найдены в Испании, что, казалось бы, подтверждало средиземноморскую гипотезу. Сторонники арабских версий не имели фактического материала в достаточном количестве. Единственным, на что они опирались, был нижний клык самца мартышки, обнаруженный в 1989 году Питером Уайброу недалеко от Абу-Даби. Из-за того что нижние клыки самцов обезьян трудно идентифицировать с точностью большей, чем до семейства, данное палеонтологическое доказательство было слабым подтверждением.

Все изменилось спустя примерно 20 лет, когда в ходе экспедиции Кристофера Гилберта в 2006–2011 годах в ту же самую область, на геологическую формацию Баунунах на острове Шувэйхэт, был обнаружен еще один ископаемый образец, представляющий собой нижний малый коренной зуб древней мартышки.

Идентифицировать коренной зуб, измерив его параметры, оказалось легче, что и сделали ученые, сравнив находку с такими же у разных видов мартышек и макак, как вымерших, так и ныне живущих. Некоторые характеристики делали обладателя похожим на подсемейство тонкотелых обезьян, но по большинству параметров он оказался близок к зубам современных представителей трибы (таксономическая группа, меньшая, чем подсемейство, объединяющая несколько родов) мартышковых (Cercopithecini) , о чем авторы открытия и сообщили в статье в журнале PNAS.

Формация Баунунах состоит из сланцев и известняков, залегающих слоями. Находка была извлечена из слоя, датированного поздним миоценом. Таким образом, древняя мартышка ходила по земле 6,5–8 млн лет назад, что

противоречит предположениям о более позднем происхождении этой группы обезьян и переселении их в Евразию в плиоцене или плейстоцене. Кроме того, находка может претендовать на роль самого древнего из всех образцов ископаемых мартышек, обнаруженных за пределами Африки.

Как экспедиция Питера Уайброу в 1988–1995 годах, так и экспедиция Кристофера Гилберта обнаружила в сланцах Баунунах широкое разнообразие ископаемых видов, которым свойственны не пустынные, а лесистые места обитания или саванны, — гиппопотамов, жирафов, полорогих антилоп, гиен, хоботных, гигантскую кошку, различных насекомоядных и грызунов. Осадочные породы доказывают наличие в этом регионе в эпоху миоцена обширной речной системы, орошавшей поля. В реках обитали многочисленные и разнообразные рыбы, крокодилы, гавиалы, черепахи и моллюски; кроме того, было найдено множество видов птиц и наземных рептилий.

Все это делает Аравийский полуостров того времени похожим по своей фауне на Кению, Чад и Эфиопию и резко отличающимся от условий, сформировавшихся на территории нынешней Греции, Турции и Ирана.

Такое окружение, более привычное для мартышек, конечно, привлекало их больше, чем незнакомые экосистемы Юго-Восточной Европы.

Эти палеонтологические доказательства дают ученым основания праздновать победу гипотезы о расселении мартышковых через Баб-эль-Мандебский пролив или Синай над средиземноморским маршрутом.