Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Сие место дано от Бога России золотым источником»

220 лет назад Екатерина подписала генплан строительства Одессы

Тимур Мухаматулин 27.05.2014, 18:40
Одесса. Потемкинская лестница Wikimedia Commons
Одесса. Потемкинская лестница

220 лет назад, 27 мая 1794 года, Екатерина II подписала указ о строительстве Одессы. «Газета.Ru» вспоминает историю возникновения главного русского торгового порта на Черном море, который выжил благодаря посланным ко двору Павла I апельсинам. Со временем Одесса стала не только крупным экономическим центром, но и местом своеобразной культуры и даже особого городского говора.

27 мая 1784 года Екатерина II подписала первый генеральный план Одессы: с этого момента началась история одного из самых важных морских портов на Черном море.

Россия в последней четверти XVIII века активно присоединяла Причерноморье. В 1783 году армия империи заняла Крым, таким образом избавив от опасности нападений степи в низовьях Дона и Днепра. Началось освоение Новороссии — там начали селиться русские и частично немецкие колонисты. Привлекали их туда плодородные земли: очень быстро южные губернии России стали растить хлеб на экспорт.

Однако, в отличие от Балтики, никакой портовой инфраструктуры на южных берегах не было, поэтому при Екатерине началось активное городское строительство.

Города получали античные названия — таким образом Петербург готовился к реализации главного идеологического проекта царствования Екатерины, «Греческого проекта». Так как в многочисленных войнах русская армия оказывалась сильнее турецкой и войны заканчивались присоединением все новых и новых земель, то возникла идея о воссоздании «Греческой империи» со столицей в Константинополе и с двоюродным братом императрицы Константином на престоле.

Новые названия «под антику» получили Гезлёв (ставший Евпаторией в честь Митридата Евпатора), Кафа (ставшая Феодосией в честь византийского императора Феодосия) и другие населенные пункты. Греческие имена получали вновь заложенные города — Севастополь и Симферополь в Крыму, Херсон — в низовьях Днепра.

Не стала исключением Одесса: заложенная на месте татарского поселения Хаджибей и названная в честь античного города Одессос.

Ей пришлось выдержать конкуренцию за право появления на свет с Очаковом — крепостью, взятой русскими войсками у турок в ходе войны 1787–1791 годов. По Ясскому миру Турция признавала присоединение к России Крыма, Кубани и Северного Причерноморья с Очаковом. Однако партия, которую возглавлял неаполитанский иммигрант Де Рибас, интригами склонила императрицу к тому, чтобы построить новый порт на берегах Хаджибейского залива.

Козырем Одессы стало расположение на удобном берегу, позволявшем контролировать устья Буга и Днестра, а также защищенном от ветров.

«Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань вкупе с купеческой пристанью», — говорилось в рескрипте императрицы.

Путь небольшого поселения к столице Юга России не был так уж прост. В 1796 году скончалась Екатерина II. Ее наследник — Павел I приказал «комиссию южных крепостей и Одесского порта упразднить». Однако уже закрепившиеся на черноморских волнах купцы от имени магистрата отослали «высочайшему двору апельсинных фруктов самого лучшего сорта три тысячи». Императору присланные дары пришлись по вкусу, и ходатайство одесситов на 25-летний заем для достройки порта было удовлетворено.

Смерть Павла в 1801 году стала для Одессы началом периода бурного роста. Александровское правительство видело огромные перспективы в этом городе — не только для экспорта товаров из Волыни, Подолии и Украины, но и для импорта из средиземноморских стран и Турции. Министр коммерции князь Гагарин писал про Одессу: «Сие место дано от Бога России золотым источником».

В возвышении Одессы сыграл роль и «человеческий фактор»: в начале XIX века ее градоначальником стал французский иммигрант герцог Ришельё, который добился снятия налогового бремени с города и сделал его центром Новороссийского генерал-губернаторства.

Одесса быстро стала крупным торговым портом. Военное присутствие там стало незначительным – залив достаточно хорошо просматривался, и военные корабли там были бы уязвимы для противника. Этим Одесса отличалась, к примеру, от Севастополя, бухта которого была прекрасным убежищем для военного флота. Поэтому коммерческий порт Севастополя был невелик, а в 1899 году и вовсе переведен в Феодосию – город на юго-востоке Крыма. Отсутствие в Одессе значительных военных объектов позволяло сделать порт открытым для судов под иностранными флагами. Привлекало иностранных торговцев и то, что он находился в статусе порто-франко — гавани без обложения импортных товаров налогами — с 1819 по 1859 год.

Основой одесской экономики стал вывоз зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Город называли пшеничным городом, хлебным портом.

В конце XIX века к этому добавился экспорт металла из Донбасса: как раз в это время на экономической карте империи появляется Донецко-Криворожский промышленный район, богатый углем и рудой.

Вывозить продукцию многочисленных металлургических и обрабатывающих заводов было удобно по железной дороге в Одессу и далее морем конечным покупателям в Европу и Америку. Впрочем, Одесса конкурировала за эти потоки с Мариуполем и Новороссийском.

Одесса с самого начала своего существования стала «регулярным» городом. Ее строили по плану — поэтому многие улицы в центре Одессы пересекаются под прямым углом. Но в XIX веке рационализм екатерининской эпохи был разбавлен экспериментами местных купцов. В конце XIX века в городе появился Оперный театр в стиле венского барокко, а с 1910 года по Одессе начал ходить электрический трамвай.

По переписи населения 1897 года Одесса была четвертым по населению городом Российской империи, уступая лишь Петербургу, Москве и Варшаве. Это был крупный промышленно развитый центр. Еще одна особенность Одессы — ее многонациональность и портовый космополитизм. Греческая, еврейская, болгарская и молдавская диаспоры вносили вклад не только в экономику Одессы, но и в ее культуру и язык, ставший общеизвестным благодаря, к примеру, рассказам И. Бабеля.

В годы Гражданской войны Одесса неоднократно переходила из рук в руки и стала центром французского присутствия.

Но уже весной 1919 года французы начали выводить свои войска, а вместе с ними из города потекла эмигрантская река. В советское время Одесса, хоть и была областным центром, оставалась все же украинской провинцией. Так, в Одессе не построили метро, хотя город был миллионником (в отличие от Харькова и Днепропетровска, где метро есть).

Однако одесский колорит сохранялся: его разносили по Союзу тысячи отдыхавших в городе и его окрестностях, кроме того, популярными были многие романы и рассказы одесских писателей — сатирическая дилогия И. Ильфа и Е. Петрова об Остапе Бендере, тетралогия В. Катаева «Волны Черного моря» и другие.

После распада Союза Одесса пережила новую волну эмиграции. Многие ее жители считают, что старой Одессы больше нет. Но они же уверены, что Греция, Израиль и Брайтон-Бич во многом стали заповедниками старой Одессы, ее специфического говора и юмора.