Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Неопознанный сверкающий объект

Ученые пытаются объяснить природу свечения, замеченного на Марсе

Павел Котляр 09.04.2014, 17:11
NASA

Научная блогосфера бурлит: марсоход Curiosity сфотографировал светящийся объект непонятной природы. Среди версий — марсиане, блестящий камень и космические лучи.

Недавние фотографии вечернего пейзажа, присланные американским марсоходом Curiosity, взбудоражили блогеров, журналистов мировых научных СМИ и любителей космической чертовщины. Два снимка были сделаны ровером 2 и 3 апреля вскоре после прибытия в пункт с названием Кимберли — одну из путевых точек на маршруте марсохода по поверхности кратера Гейла.

После того как снимки были присланы на Землю и опубликованы, на них заметили странный яркий объект, свет от которого попал в навигационную камеру, которая используется при движении марсохода.

Свет от него шел с северо-запада, примерно с того же направления, в котором в этот момент находилось и Солнце.

Снимки моментально породили рассуждения уфологов и ученых о том, создан ли блеск искусственным объектом или имеет тривиальное, природное объяснение. «Искусственный источник света, видимый на фотографиях NASA, излучает сияние, исходящее из грунта, — написал известный любитель «непознанного» Скотт Уоринг в журнале UFO Sightings Daily. — Это указывает на то, что под землей может существовать разумная жизнь, которая использует свет, как это делаем мы».

Уоринг известен способностью находить на снимках марсохода то, чего нет. К примеру, не далее как в декабре он разглядел на панорамном снимке пейзажа марсианскую крысу, за которую он принял светлый камень.

Случай с крысой — пример известного психологического феномена, называемого парейдолия, когда люди в очертаниях окружающих предметов видят привычные образы — фигуры людей, животных, лица. Одним из самых известных примеров парейдолии как раз и является известное «лицо на Марсе», которое разглядели на снимках, сделанных космическим аппаратом Viking в 1976 году.

Последний раз подобная шумиха поднималась в январе этого года, когда в следах, оставленных другим марсоходом — Opportunity, был замечен необычный камень, похожий на серебристый пончик. Позднее ученые NASA объяснили, что необычный минерал, богатый серой и марганцем, был вышвырнут колесом марсохода при его повороте.

Интриги в случае с обнаружением светящегося объекта добавляет то, что

он был виден на снимке, сделанном правой камерой марсохода 3 апреля, а на снимке, сделанном почти одновременно, с левой камеры он отсутствует. Точно так же его увидела правая камера и не увидела левая накануне вечером.

Несмотря на это, ученые успокоили любителей загадок, дав научное объяснение феномену. «Одно из объяснений — отражение камнем солнечных лучей. Когда эти снимки были сделаны, Солнце находилось в том же направлении, что и яркая точка, к северо-западу от ровера и относительно низко над горизонтом», — рассказал Джастин Мейки, член миссии Curiosity.

По его словам, команда марсохода также изучает возможность того, что яркие лучи Солнца напрямую попадают в объектив через вентиляционное отверстие в корпусе камеры. Такое уже случалось с камерами Curiosity и других марсоходов, когда Солнце светило под определенным углом к камере. «Мы считаем, что это свет, попадающий через отверстие, или блестящий камень», — сказал Мейки. Если блеск создает лежащий камень, то, по расчетам ученых, расстояние до него составляет 160 м.

Кроме того, есть вероятность, что яркий след на ПЗС-матрице камеры оставили высокоэнергичные частицы космических лучей. «На тысячах снимков, которые мы получаем с Curiosity, яркие точки мы наблюдаем почти каждую неделю», — говорится в сообщении NASA. Правда, непонятно, как космические лучи могли оставить след на двух последовательных снимках правой камеры.

Сообщения с Марса совпали с так называемым противостоянием наших планет, во время которого возникают лучшие условия для наблюдения этой планеты с Земли, — в понедельник она оказалась на расстоянии всего 92 млн км от нас.