Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Радиоастрон» лишился Крыма

Крымский радиотелескоп приостановил наблюдения по программе «Радиоастрон»

Павел Котляр, Николай Подорванюк 03.03.2014, 20:18
Крымский радиотелескоп остановил наблюдения по проекту «Радиоастрон» ИТАР-ТАСС
Крымский радиотелескоп остановил наблюдения по проекту «Радиоастрон»

В связи с событиями в Крыму гигантский радиотелескоп в Евпатории прекратил наблюдения по российскому проекту «Радиоастрон». Теперь коллаборация может недополучить важнейшие астрономические данные, сожалеют украинские и российские ученые.

Ситуация вокруг Крыма и активность российских военных на полуострове принесли первые негативные результаты для международного научного сотрудничества. В связи с последними событиями в автономии свою работу в рамках российского астрономического проекта «Радиоастрон» прекратил один из крупнейших в мире радиотелескопов РТ-70.

Эта «тарелка» диаметром 70 метров находится в нескольких километрах от Евпатории и служит одним из важнейших наземных «плечей» радиоинтерферометра, которые позволяют изучать далекие астрономические объекты с очень высоким разрешением.

«Тарелка» принадлежит Национальному центру управления и испытаний космических средств Украины, который расположен близ Евпатории и, помимо прочего, участвует в управлении космическими аппаратами.

О временном прекращении работы радиотелескопа «Газете.Ru» рассказал научный сотрудник Радиоастрономического института Национальной академии наук Украины Владислав Кулишенко.

«Россия осуществила нападение, агрессию в Крыму. Сейчас проводить сеансы стало проблематично. Если эта антенна будет вращаться, то нам не известна реакция тех людей, которые могут это увидеть, например вооруженных людей. Тех людей в российской военной форме, часто без опознавательных знаков, которые разъезжают по Крыму, по Евпатории. Если антенна будет вращаться, то какой-нибудь недалекий военный может подумать, что это оружие, и могут ее уничтожить, нанести вред, подвергнуть людей опасности.

Наши люди добираются туда на личном транспорте, и столкнуться с российским бэтээром нам бы очень не хотелось», — рассказал ученый.

— Ваши сотрудники непосредственно сообщают о каких-то угрозах? Российских военных там видели?
— Нет, этого нет. Это наши предостережения. В Евпатории видели «КамАЗы» с вооруженными военнослужащими. Рядом есть военно-морская база с подразделением ПВО, и нам известно, что она была заблокирована вооруженными русскими, которых по соглашению о Черноморском флоте там быть не должно, — отметил Кулишенко.

Астроном выразил сожаление по поводу этой ситуации, так как «Радиоастрон» — международный дорогостоящий проект, и время работы космического аппарата на орбите Земли должно использоваться максимально эффективно, максимальной должна быть и частота проведения наблюдений. «Это никак не способствует международному научному сотрудничеству», — сказал он.

Помимо наблюдений по проекту «Радиоастрон» телескоп РТ-70 до последнего времени принимал участие в собственных украинских научных наблюдениях, которые теперь придется свернуть. О решении остановить работу украинские астрономы известили Астро-космический центр ФИАН, который руководит работой по программе «Радиоастрон». По словам Кулишенко, политические события в Киеве пока не привели к невыплате зарплат сотрудникам их института. «Новая киевская власть — это народная власть. Старая власть была криминальной, есть тьма этому доказательств. Мы эту власть не только признаем, но и рады, что она есть.

Не буду говорить за всех сотрудников института, но я и мои товарищи ее поддерживаем», — пояснил ученый.

О том, как скажется неучастие РТ-70 на наблюдениях, «Газете.Ru» рассказал Юрий Ковалев, руководитель научной программы «Радиоастрон». По его словам, на март были запланированы 29 наблюдений с участием крымского телескопа, два из них уже состоялись, а ближайшее, которое теперь отменят, было намечено на 4 марта. Он отметил, что остановка работы разных наземных телескопов по программе «Радиоастрона» происходит не так редко.

«Вот Евпатория отвалилась из-за войны. Аресибо — это 300-метровый телескоп в Пуэрто-Рико (США) — не наблюдает с нами с момента землетрясения, которое было около месяца назад.

У них порвался один из тросов, который поддерживает кабину, со вторичным зеркалом телескопа. Они уже месяц простаивают, и для нас это совершенно громадные потери. Наземные телескопы часто отваливаются, и с этим ничего не поделаешь», — рассказал Ковалев.

«Эта ситуация повлияет на то, что мы получим меньше научных данных. Нередко ты знаешь, что ты потерял, после того, как ты провел наблюдение и это получил, а потом потерял. В научных исследованиях у нас далеко не всегда известен результат, этим научные исследования и интересны. Поэтому нередко бывает так, что нам заранее тяжело предсказать, когда что-то выпадает, что мы потеряли. 70-метровое евпаторийское зеркало — оно достаточно чувствительное. Когда оно работает успешно, оно играет достаточно существенную роль в обеспечении наземного плеча», — пояснил ученый.

Недавно в журнал Astrophysical Journal была принята первая научная статья по «пульсарной» тематике команды «Радиоастрона» .

В ходе работы наблюдался пульсар B0950+08, при этом база интерферометра составляла 220 тыс. км, что позволило достичь рекордного углового разрешения. Ученым удалось померить параметры турбулентности плазмы, находящийся в межзвездном пространстве. Они оказались существенно отличающимися от тех, которые предполагались ранее.