Пенсионный советник

Пермь покрыла черепах панцирем

Пермский эунотозавр — предок черепах и родоначальник их панциря

Шамиль Тьенмуцаев 31.05.2013, 10:36
Пермский эунотозавр, возможно, является предком современных черепах iStockPhoto
Пермский эунотозавр, возможно, является предком современных черепах

Древний пермский эунотозавр является предком всех черепах, доказали американские ученые. Двести лет происхождение и эволюция черепашьего панциря были неразрешимой загадкой.

На протяжении двух столетий биологи безуспешно бились над вопросом о происхождении твердого черепашьего панциря, а обнаружение останков древней черепахи одонтохелиса (Odontochelys semitestacea) лишь породило новые загадки.

Некоторые из исследователей даже породнили этих рептилий с птицами,

что, впрочем, никак не помогло приблизиться к решению поставленной задачи. Более того, имевшиеся теории до последнего времени практически не были подкреплены ископаемыми находками. Поэтому ученые не могли составить полную палеонтологическую летопись черепах, а как следствие — и подробно проследить эволюцию их ребер в панцирь.

Леопардовая черепаха прячется в панцире sciencemag.org
Леопардовая черепаха прячется в панцире

Группа американских исследователей из Йельского университета и Национального музея естественной истории решила иначе подойти решению этой проблемы. Вместо того чтобы искать неизвестного предка черепах и пытаться заполнить эволюционный пробел в 30–55 миллионов лет, они решили заново изучить окаменелости пермского эунотозавра (Eunotosaurus africanus).

Найденный в ЮАР скелет эунатозавра sciencemag.org
Найденный в ЮАР скелет эунатозавра

Согласно одной из популярных гипотез, именно это ящерообразное животное и является предком современных черепах.

С результатами исследования можно ознакомиться в свежем номере научного журнала Current Biology.

Скелет эунатозавра помог пролить свет на формирование черепашьего панциря sciencemag.org
Скелет эунатозавра помог пролить свет на формирование черепашьего панциря

Впервые останки пермского эунотозавра, жившего примерно 260 миллионов лет тому назад, были обнаружены палеонтологами в последней четверти XIX века. А совсем недавно на территории ЮАР было найдено несколько скелетов, которые, как впоследствии оказалось, принадлежали этому древнему животному. Американские исследователи решили подробно изучить эти находки и пришли к довольно нетривиальным выводам. Так, выяснилось, что

у эунотозавра и одонтохелиса, а также проганохелиса есть ряд одинаковых особенностей, среди которых особенно примечательны девять пар Т-образных ребер, наросты на перихондральном костном кольце и особые дыхательные мускулы.

Вот что рассказал «Газете.Ru» Тайлор Лайсон — руководитель указанного исследования, в подростковом возрасте обнаруживший Odontochelys semitestacea, а ныне работающий в Йельском университете: «Получив в свое распоряжение полный скелет эунотозавра, мы смогли сделать поразительные находки! Строение его ребер вполне соответствует нашим теориям об эволюции панциря. Однако самые поразительные открытия впереди: срастить более пятидесяти костей в панцирь значит полностью изменить и систему вентиляции легких. А объяснить такое очень непросто: подобные изменения шли миллионы лет».

От эунатозавра к черепахе sciencemag.org
От эунатозавра к черепахе

Стоит отметить, что сделанные учеными выводы отнюдь не являются окончательными, поскольку

по-прежнему имеются сторонники происхождения черепах от дискозаврисков, хотя их теория и не располагает столь же широкой доказательной базой.

Закрыть дискуссию станет возможным лишь после нахождения некого промежуточного звена эволюции между пресловутым эунотозавром и одонтохелисом.