«Марс мог быть обитаемой средой»

Curiosity обнаружил, что древний Марс мог быть вполне подходящим местом для жизни микроорганизмов

Анализ образцов скальной породы, отобранных марсоходом NASA Curiosity, показал, что древний Марс мог быть вполне подходящим местом для жизни микроорганизмов.

Марсоход Curiosity вернулся к нормальному режиму работы после проблем с бортовым компьютером и продолжил научную программу. В ночь на среду были опубликованы результаты анализа образцов, собранных марсоходом в прошлом месяце из осадочных пород в русле древнего ручья неподалеку от кратера Гейла. В этих пробах ученые обнаружили серу, азот, водород, кислород, фосфор и углерод — ключевые «строительные блоки» органических молекул и всей жизни.

«Фундаментальная задача этой экспедиции — понять, мог ли Марс быть обитаемой средой. Основываясь на том, что мы знаем уже сейчас, ответ на этот вопрос — да», — заявил Майкл Мейер, ведущий ученый Mars Exploration Program.

В замечательном открытии поучаствовали два прибора, находящиеся на борту марсохода: анализатор образцов Sample Analysis at Mars (SAM) и прибор Chemistry and Mineralogy (CheMin).

Судя по всему, территория, на которой сейчас находится марсоход, была устьем большой речной системы или периодически пересыхающим озером.

Это были неплохие условия для микробов. Сама порода сложена мелкодисперсными сланцами, включающими глины, сульфаты и другие химические вещества. Эта среда, в отличие от многих на Красной планете, не была агрессивно окислительной, кислотной или чрезмерно соленой.

Участок, на котором Curiosity провел первый забор образца, когда-то увлажняли потоки, спускавшиеся в кратер Гейла. Подножие кратера сложено из такого же сланца, на котором видны признаки влажных периодов. Марсоход бурил породу всего в нескольких сотнях метров от того места, где в сентябре 2012 года нашел дно древнего ручья.

«Глинистые компоненты составляют по меньшей мере 20% состава этого образца», — заявил Дэвид Блейк, руководитель группы, отвечающей за работу прибора CheMin.

Эти минералы — продукт взаимодействия относительно чистой воды с солями вулканического происхождения, например оливинами, которые тоже присутствуют в образце. Присутствие сульфата кальция говорит о том, что почвы нейтральные или слабощелочные.

Неожиданностью для ученых стала одновременная находка элементов в высших, средних и низших степенях окисления: это как та химическая энергия, за счет которой на Земле существуют многие бактерии, особенно древние.

Предположить разнообразие форм удалось при первом же обследовании образца: он оказался серым, а не красным.

«Спектр химических веществ, которые нам удалось идентифицировать в образце, впечатляет и позволяет предположить наличие пар типа сульфатов/сульфитов, которые могли являться источником химической энергии для микроорганизмов», — заявил Пол Махаффи, руководитель группы ученых, работающих с прибором SAM.

Для подтверждения и уточнения полученных результатов будет проведен анализ еще одного образца.

«Мы описали очень древний, но странно новый «серый Марс», условия на котором когда-то были вполне пригодными для жизни. Мы ждем множество новых удивительных открытий в ближайшие месяцы», — подытожил Джон Гротцингер, член коллаборации Mars Science Laboratory из Калифорнийского института технологий в Пасадене.

Марсоход проработает у подножья кратера еще несколько месяцев, а затем поднимется к высшей его точке. Там он изучит слоистый грунт, в котором с помощью орбитальных исследований были уже идентифицированы и глины, и сульфаты.

Германия, Дания и Швеция собираются совместно расследовать ЧП на «Северных потоках»