Выпил и решил

Слабое опьянение может повысить скорость реакции и качество решения несложных задач

Ученые Университета штата Иллинойс (США) пришли к необычному выводу – слабое опьянение может повысить скорость реакции и качество решения несложных задач. Возможно, иногда лучше не пытаться контролировать себя в поисках ответа и это принесет лучшие результаты — именно такое состояние моделирует незначительное опьянение.

Согласно современным медицинским представлениям, алкоголь, попав в наш организм, губительно воздействует на него в целом ряде «пунктов назначения». Наивысшей концентрации (и наивысшей разрушительной силы) алкоголь достигает преимущественно в клетках печени, поджелудочной железы и головного мозга. В клетках печени этанол окисляется ферментами нашего организма до вещества под названием ацетальдегид (именно оно обладает наибольшей токсичностью, а не сам этанол), а уже затем до остатка уксусной кислоты.

Ацетальдегид разрушает клетки крови (гемолиз эритроцитов), провоцирует повышение уровня «плохого» холестерина (липопротеины низкой плотности), что в дальнейшем может привести к заболеваниям сердца (алкогольная кардиомиопатия, аритмии).

Но этанол разлагается человеческим организмом не весь и не сразу. Его небольшая часть поступает непосредственно в мозг. И здесь он оказывает токсическое влияние, наиболее заметное для обывателя. С этим связаны «приятные» свойства спиртных напитков: снижение возбудимости нервных клеток, в результате чего человек успокаивается, стимуляция высвобождения эндорфинов (гормонов удовольствия) и дофамина.

Все это вызывает у человека недолгое ощущение эйфории. Но непродолжительное удовольствие проходит, а необратимые последствия воздействия алкоголя остаются и прогрессируют с каждым новым опьянением. Более сорока лет назад (1969—1970 годы) ученые Рыбек и Гудвин доказали, что алкоголь существенно снижает возможности долгосрочной памяти, но не затрагивает краткосрочную, которая помогает нам запомнить что-то в интервале от нескольких секунд до минут, например номер мобильного телефона. Результат был опубликован в Ежеквартальном журнале по изучению действия алкоголя (RYBACK, R.S. The continuum and specificity of the effects of alcohol on memory. Quarterly Journal of Studies on Alcohol 32:995–1016, 1971). Несмотря на то что в научном сообществе имеется множество статей и экспериментальных данных, подтверждающих смертельно опасные последствия употребления алкоголя, иногда появляются статьи, в которых обсуждаются положительные моменты влияния этанола на организм человека.

Ученые из университета Иллинойса смогли доказать, что

умеренное опьянение не только не снижает внимательность и скорость реакции, а даже повышает ее на короткий срок.

Во время эксперимента 48 мужчин были поделены на две группы: членам первой не давали спиртных напитков, люди из второй группы выпивали водку с клюквенным соком, пока содержание алкоголя в их крови не достигло 0,08 промилле, что в США юридически уже считается состоянием опьянения. Затем всем участникам эксперимента были показаны две почти идентичные картинки, с небольшими различиями, — испытуемых просили как можно скорее эти различия найти. Лучший результат показала группа людей, употреблявших алкоголь. Как объяснил один из руководителей эксперимента,

трезвые люди стремятся методично найти все различия и изменения, просматривая все изображение, начиная с левого верхнего угла, в то время как у «подвыпивших» никакой системы нет, в результате чего они тратят меньше времени на поиск.

Затем был проведен второй этап эксперимента, в процессе которого использовались тесты, требующие повышенного внимания, запоминания последовательности букв и знаков (например, решение математической задачи в уме), что оказалось более трудным для группы употреблявших спиртные напитки — их результат оказался на 15–30% хуже, чем у группы трезвых людей.

Руководители проекта прокомментировали высокие результаты у «нетрезвой» группы в первом эксперименте, объяснив, что иногда лучше не пытаться контролировать себя в поисках ответа: возможно, это принесет лучшие результаты. Ну а российских законодателей результаты подобных исследований, возможно, все-таки натолкнут на мысль о необходимости введения легального порога алкоголя в крови у водителей. Оказывается, незначительные дозы не вредны, а даже полезны с точки зрения безопасности.