Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

В китайце нашли китайца

Расшифрован геном древнейших людей современного типа в Китае: они похожи на азиатов и индейцев, но очень далеки от европейцев

Расшифрован геном человека современного типа, жившего 40 тыс. лет назад в Китае. Он похож на геном современных жителей Азии и коренного населения Америки и очень сильно отличается от генома европейцев. Кроме того, он несет черты неандертальца и денисовца — уникального древнего человека, останки которого недавно были найдены в Сибири.

Человек современного типа появился на планете в позднем палеолите — 40—30 тыс. лет назад. Впервые его древние останки нашли во французском местечке Кро-Маньон в 1868 году — тогда рабочие случайно обнаружили кости возрастом 28 тыс. лет, которые, тем не менее, почти не отличалась от костей современных людей. От предков кроманьонца отличал высокий лоб, выступающий подбородок, отсутствие резко обозначенных надбровных дуг, а ростом и телосложением он почти не отличался от современных людей (правда, продолжительность жизни редко превышала 30 лет).

Позже археологи обнаружили стоянки человека разумного в нескольких местах в Европе — вблизи Комб-Капелль во Франции, в Чехии (Пржедмости и Дольни-Вестонице), в Германии (Оберкассель). Кроме Европы стоянки кроманьонцев известны в Африке, Азии, Австралии, Америке. Ученые полагают, что кроманьонцы обитали на всех континентах, однако в истории их расселения, в том числе с точки зрения генетики, все еще остается множество белых пятен. Неясно, каким родством были связаны древние люди в разных частях Земли. Чтобы выяснить это, ученые секвенируют геном, полученный из останков древних людей, найденных в разных концах света.

Международный коллектив ученых во главе со знаменитым Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии в Лейпциге опубликовал в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences работу, посвященную расшифровке генома древнего кроманьонца (человека современного типа), обитавшего на территории современного Пекина (Китай).

Ученые секвенировали (определили последовательность) генов не только ДНК, находящейся в ядре клетки, но и митохондриальной ДНК. Образцы были взяты с останков ноги древнего человека, найденных в пещере Тяньюань неподалеку от китайской столицы.

Оказалось, что «человек из Тяньюань» имеет массу общих генетических черт с прародителями современных азиатов и американских индейцев.

Кроме того, он приходился «родственником» и знаменитому «денисовцу» — уникальному древнему человеку, чьи останки были найдены в Сибири, в Денисовой пещере. Исследователи обнаружили, что доля фрагментов ДНК, которые древний обитатель Китая «делит» с неандертальцами и денисовцами, такая же, как и у современных людей, живущих в этом регионе.

Самые древние люди, организм которых по морфологии (форме) напоминал наши, появились в Евразии 40—50 тыс. лет назад. По крайней мере, таков возраст их останков, найденных археологами. Однако «генетическое родство» между ними и современными людьми еще не установлено полностью. Новое исследование «человека из Тяньюань» стало еще одним шагом к его установлению.

Образцы ДНК были получены из кости возрастом 40 тыс. лет. Ее нашли в 2003 году в пещере Тяньюань. Для анализа ДНК использовалась специальная методика, позволяющая распознать нужный геном, присутствующий даже в очень небольшом количестве на фоне огромного количества бактериальных геномов, которые неизбежно присутствуют в почве. Уникальный способ выделения и обогащения ДНК был разработан коллективом лаборатории Сванте Паабо из лейпцигского Института эволюционной антропологии Макса Планка. Она уже была опробована для расшифровки митохондриальной ДНК пяти неандертальцев, а также генома денисовского человека.

Воспользовавшись ею, ученые восстановили генетический профиль умершего владельца найденной в Китае ноги.

«Этот индивидуум жил во времена важнейшего эволюционного переходного периода, когда древнейшие современные люди, все еще хранившие в себе черты, например, неандертальцев, постепенно вытесняли из сред обитания тех же неандертальцев и денисовцев, которые вскоре вообще вымерли»,

— отмечает Сванте Паабо, слова которого приводит пресс-служба института.

Анализ полученного генетического профиля показал, что древнейшие люди современного типа в значительной степени родственны современным жителям Азии и американским индейцам, однако очень сильно отличаются от современных европейцев.

«Дальнейшие генетические исследования древнейших людей современного типа дадут больше ответов на вопрос о том, когда и как наши предки заселили Европу и Азию», — подытожил Паабо.

Нападающий «Вашингтона» Оши сравнил Гретцки и Овечкина