Мутанты от стресса

У жертв насилия возникает мутация в геноме, снижающая устойчивость к стрессу

Стресс может вызвать изменения в регуляции генома человека, показало исследование поведения детей с психологическими травмами. Из-за генетических изменений, вызванных стрессом, такие дети имеют более высокий риск развития тревожных расстройств и депрессий в будущем.

Достоверной статистики насилия над детьми в РФ не существует, однако в органы опеки США каждый год поступает более 3,3 млн сообщений о факте насилия над детьми. Травматические события, особенно в детстве, являются высоким потенциальным риском для развития психиатрических заболеваний в их последующей жизни, но обычно это принято объяснять психологическими причинами. Однако, возможно, объяснение лежит гораздо глубже — в генах.

Такое предположение сделали ученые из Института психиатрии Макса Планка в Мюнхене, исследуя детей с психологическими травмами.

Такие дети имеют более высокий риск развития тревожных расстройств и депрессий в будущем, а причина этого лежит в генетических изменениях гена FKBP5, вызванными шоком, перенесенным в детстве,

показало исследование, опубликованное в журнале Nature Neuroscience.

Ученые выяснили, что у детей с наследственной предрасположенностью сильный стресс вызывает стойкие изменения в метилировании ДНК, ведущие к последующему нарушению работы стресс-гормональной системы. Как результат, это уменьшает их способность на адекватное реагирование к стрессорным ситуациям в течение их жизни, что приводит к депрессиям, посттравматическим стрессовым расстройствам и тревожным расстройствам во взрослом состоянии. Доктора и ученые надеются, что это открытие способствует развитию новой стратегии лечения определенных пациентов, а также обратит внимание общественности на важность защиты детей от травм и их последствий.

Исследовательская группа протестировала ДНК почти 2 тыс. человек, которые подвергались постоянному насилию в детстве и во взрослом состоянии. Треть жертв насилия и в настоящее время страдали от посттравматических стрессовых расстройств. Но риск развития посттравматического стрессовых расстройств рос только при наличии специфического генетического варианта гена FKBP5.

Этот ген регулирует активность стрессовой гормональной системы и таким образом определяет, насколько эффективно организм способен реагировать на стресс.

Ученые предположили, что сравнительный анализ участков ДНК у жертв насилия с развившимися расстройствами и без них поможет пролить свет на роль наследственности в развитии психиатрических заболеваний.

Психологическое насилие и связанная с ним высокая концентрация гормонов стресса приводит к так называемым эпигенетическим нарушениям. Определенная метильная группа выключается из ДНК, вызывая заметное увеличение активности FKBP5. Выявлено, что

развитие психиатрических расстройств, обусловленных данными изменениями в геноме, возникает лишь при травме в детском возрасте. У участников исследования, которые подверглись насилию, будучи взрослыми, появлялись схожие изменения в гене, но отклонений в поведении не отмечалось.

Торстен Кленгел, ученый из Института психиатрии Макса Планка, объясняет данные этого исследования следующим образом: «В зависимости от генетической предрасположенности психологическое насилие в детстве может оказать воздействие на ДНК, в дальнейшем угнетая де-репрессию транскрипции FKBP5. Как следствие — возникают сбои в работе стресс-гормональной системы жертвы, а они, в свою очередь, могут привести к психиатрической патологии. Решающим является факт насилия в детском возрасте, хотя стресс-индуцированные эпигенетические изменения могут возникнуть, только если ДНК имеет специфические участки».

По мнению авторов, результаты исследования помогут подобрать индивидуальную терапию пациентам, пережившим факт насилия в детском возрасте, и также помогут разработать меры по профилактике психических расстройств.