Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мои российские коллеги не жалуются»

Интервью с мексиканским зоологом Серхио Салазар-Вальехо накануне его лекции в Политехническом музее

О выборе молодого специалиста между карьерой в промышленности и карьерой в науке и проблемах ученых в Мексике накануне своей лекции в Политехническом музее «Газете.Ru» рассказал мексиканский зоолог Серхио Салазар-Вальехо.

— Тема вашей лекции, которая пройдет 17 сентября в Политехническом музее, звучит следующим образом: «Быть или не быть ученым: правила игры». Что вы собираетесь рассказывать московской публике?

— Данная лекция изначально была подготовлена мной для иллюстрации образовательного процесса, а также социальных и экономических условий работы ученых в Мексике. Следовательно, мною будут затронуты некоторые важные проблемы молодых ученых, размышляющих о своей карьере в науке, о том, чего хорошего они могут там ожидать. В то же самое время я попробую дать советы действующим ученым о том, как улучшить общение со студентами.

Конечно, в основном научная деятельность в любом государстве поддерживается правительством, которое стремится сократить расходы, в том числе и расходы, связанные со здравоохранением и образованием.

Так, в Мексике возрастают трудности, связанные с трудоустройством ученых и получением грантов. Знание правил того, как работает система в целом, может помочь нам, ученым, работать лучше. Собственно, представление этих правил является и основной задачей лекции.

— В аннотации лекции вы упоминаете «десять правил публичной научной библиотеки». Расскажите, пожалуйста, об этих правилах.

— Журнал PLoS Computation Biology недавно запустил раздел Ten simple rules (десять простых правил), в котором публикуются короткие редакционные заметки о важнейших проблемах науки. Эти заметки состоят из десяти правил на конкретную тему. Они содержат в себе полезные рекомендации о наших социальных и профессиональных активностях. Например, мы их используем у себя на университетском семинаре по коммуникациям в науке.

В своей лекции в Политехническом музее я коротко укажу некоторые из правил и покажу некоторые любопытные возможности.

Ну вот, к примеру, «десять простых правил» для выбора между карьерой в промышленности или в науке.
1) Оцените свою квалификацию.
2) Оцените свои потребности.
3) Оцените свои желания.
4) Оцените свою личность.
5) Рассмотрите альтернативы.
6) Рассмотрите вопрос о сроках.
7) Составьте долгосрочный план.
8) Старайтесь держать варианты.
9) Подходите ко всему аналитически.
10) Будьте честны сами с собой.

— Поговорим немного о вас. Вы биолог — что является предметом ваших исследований?

— Я сконцентрировал свои исследования на таксономии (Таксономия (от древнегреческого τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации – примечание «Газеты.Ru») морских беспозвоночных, в частности кольчатых червей. Но я работаю только с несколькими семействами беспозвоночных, потому что они очень разнообразны и есть много проблем, связанных с их таксономией. В России есть ученые, с которыми я сотрудничаю. Я буквально только что посетил Зоологический музей в Санкт-Петербурге, Московский институт океанологии имени Ширшова и две лаборатории на факультете биологии МГУ: лабораторию гидробиологии и биологическую станцию на Белом море.

— И что вы думаете о современном уровне науки в России? Кстати, были ли вы раньше в России?

— Это мой второй визит в эту великолепную страну. Мое видение российской науки очень узкое, оно ограничено лишь теми несколькими институтами, где я был. Я бы отметил, что мои российские коллеги являются большими энтузиастами и очень продуктивно работают. Если бы во всех областях дело обстояло так же, то российская наука должна была бы быть очень хороша.

В любом случае я думаю, что российские ученые заслуживают лучших условий работы.

Не потому, что я слышал от них жалобы или что-то подобное. Напротив, мои коллеги не жалуются, а в основном гордятся тем, что они делают и своими результатами. Но просто потому, что занятия наукой должны поощряться, я бы сказал, что ученые заслуживают лучшего.

— Между тем зарплата молодого исследователя в России, за редким исключением, является мизерной — буквально несколько сотен долларов. Поэтому большое количество российских исследователей вынуждено или подрабатывать в другом месте, или уезжать заниматься наукой за рубеж. Что бы вы посоветовали делать в такой ситуации? Быть или не быть ученым в России?

— Ответственность конкретного государства — укреплять текущие условия образования и здравоохранения просто потому, что оно, как и все государства на Земле, обязано беспокоиться о будущем своих жителей. Поэтому должен быть крупномасштабный и долгосрочный стратегический план того, чтобы сделать научную деятельность более привлекательной. Для этого нужно улучшить финансирование научных исследований.<4>

В Мексике многие молодые люди стараются избежать занятий наукой, потому что они понимают, что будут вынуждены столкнуться с крайне трудным в экономическом плане будущим.

Есть ряд открытых позиций (и их не так много, как нам бы хотелось) для молодых исследователей, при этом условия для них хуже, чем в других отраслях с такой же занятостью и схожим объемом работ. Эти условия должны быть улучшены в Мексике, да и вообще везде. Наше правительство собирается внести соответствующие изменения — я очень надеюсь, что это произойдет в самое ближайшее время.

Я точно могу сказать, что российская (да и мексиканская) наука нуждается в большом количестве молодежи. Это необходимо для обновления текущих научных групп.

Но это требует и лучшего финансирования. Чтобы стать ученым в России (Мексики это тоже касается), молодые исследователи должны хорошо понимать национальные «правила игры», и им нужно следовать. И конечно, у российских (и мексиканских) ученых должны быть гарантии улучшения социального и политического понимания науки в целом и увеличения финансирования. Конечно, сейчас зачастую это означает довольно скромную жизнь, но я бы сказал, что быть ученым и оставаться в Мексике хорошо. Надеюсь, что так же могут сказать российские ученые про Россию.

Загрузка