Родственник победил гибрида

Генетики считают, что современные люди не скрещивались с неандертальцами

Наличие в ДНК людей «неандертальских генов» проще объяснить миграцией разных групп наших африканских предков по Евразии и наличием у них общего предка с неандертальцами, считают генетики из Кембриджа.

Новые данные, полученные группой генетиков из Кембриджского университета и опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, ставят под сомнение теорию палеогибридизации, согласно которой современные люди в определенный момент могли скрещиваться с неандертальцами. Наличие в человеческом генотипе так называемых «неандертальских генов» объясняется не гибридизацией, но наличием общего предка, утверждают авторы статьи.

Методы реконструкции ДНК, выделенных из ископаемых останков, продолжают совершенствоваться, и за последние несколько лет в научной периодике опубликовано несколько сопоставительных исследований ДНК неандертальцев и современных людей, населяющих территорию Евразии.

Как показал анализ, генотипы неандертальцы и современных евразийцев имеют от 1 до 4 процентов общих генов.

Поскольку у представителей некоторых, наиболее архаичных с точки зрения палеогенетики, африканских племен подобных генов нет, был сделан вывод, что предки современных людей, мигрировавшие из Африки в Евразию примерно 90–70 тысяч лет назад, могли скрещиваться с неандертальцами — другим видом людей, которые к тому времени уже расселились по территории Европы.

Между тем группа генетиков из Кембриджа нашла альтернативное объяснение этому феномену, исключающее приток неандертальских генов в человеческую популяцию.

«Анализ показал, что выявленные ранее общие генетические паттерны, прозванные «неандертальскими», не представляют из себя ничего особенного, и нет никакой необходимости объяснять их происхождение гибридизацией. Другими словами, если гипотетическое скрещивание и имело место (а найти убедительные доказательства, что его не было вообще, довольно сложно), то не такое массовое, как принято сегодня думать», — объясняет ведущий автор статьи Андреа Маника.

Согласно авторам, у неандертальца и современного человека мог быть общий предок, который начал мигрировать из Африки в Евразию примерно 500 тыс. лет назад.

Но подобно тому, как отличаются друг от друга современные евразийцы, представители этой древней популяции евразийцев генетически (и морфологически) также отличались друг от друга: какие-то ее части были более родственны, какие-то менее, ведь согласно данным археологии и палеогенетики само население Африки, откуда шел исход, генетически было сильно структурированным, а обмен генами между группами мигрантов был сильно ограничен.<4>

Затем, примерно 350–300 тыс. лет назад, поток мигрантов ослаб, а европейская и африканская группа оказались изолированными.

В результате первая эволюционировала в неандертальцев, а вторая — в наших предков, то есть человека современного, при этом у части наших африканских предков сохранились генетические линии, близкие к европейскому, то есть неандертальскому, населению, а у другой части таких линий не было, или они были выражены слабее.

Авторы разработали модель, позволяющую определить, в какой степени генетическое сходство современных евразийцев и неандертальцев может быть объяснено гибридизацией, то есть скрещиванием разных видов, а в какой — генетическим сходством с неандертальцами части наших африканских предков, которые впоследствии тоже стали мигрировать в Евразию.

Вычисления, учитывающие также и последующую эволюцию разных генетических линий евразийцев, показали, что, когда предки современных людей, часть которых несла родственные неандертальским гены, стали распространяться по Евразии 60–70 тыс. лет назад,

частота встречаемости «неандертальских генов», постепенно распространявшихся по Евразии, со временем стала выше, чем в Африке, что и объясняет, почему у части африканцев эти гены встречаются реже или не встречаются вообще.

«Опираясь на теорию общего предка и географические различия генотипов, нам удалось показать, что евразийское население несет больше генов, сходных с генами неандертальцев, но привлекать для этого гипотезу гибридизации не нужно: сходство продиктовано миграцией и динамикой распространения этих генов по Евразии», — резюмируют авторы статьи.