Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Тунгусский метеорит оказался каменным

Итальянские ученые обнаружили фрагменты Тунгусского метеорита

Обнаружены фрагменты Тунгусского метеорита. Об этом в журнале Американского геофизического союза Geochemistry, Geophysics, Geosystems объявила группа итальянских исследователей из Университета Болоньи.

Исследуя с помощью сейсмического и магнитного сканирования дно небольшого озера Чеко, расположенного в 8 км от предполагаемого эпицентра взрыва, итальянские ученые нашли в центральной части озера (на десятиметровой глубине под его дном) «аномалию», которая интерпретируется ими как большой каменный осколок. Итальянцы считают, что это фрагмент крупного метеорита взорвавшегося на высоте 5-10 км утром 30 июня 1908 года, и/или слой почвы, уплотненной ударом этого камня.

Напомним хорошо известные факты. В тот день над рекой Подкаменная Тунгуска произошел мощнейший взрыв, оцененный потом как минимум в 10-15 мегатонн.

Взрыв спалил более 2000 квадратных километров тайги, взрывная волна дважды прошлась по Земному шару, в небе над Европой надолго установились белые ночи и прочие атмосферные чудеса, но что за небесный пришелец устроил все это миру, по сей день оставалось тайной.

Естественно, заподозрили крупный метеорит, однако знаменитая экспедиция Кулика, снаряженная в двадцатых годах к району взрыва и все, за ней последовавшие, никаких осколков этого метеорита не обнаружили. Споры о природе загадочного космического тела, не оставившего следов, продолжаются до сих пор, хотя большинство ученых склоняются к тому, что это была ледяная комета.

Итальянцы из Болоньи — не новички на Подкаменной Тунгуске. Их команда во главе с Лукой Гасперини появилась здесь в 1999-м году, когда наши ученые Кошелев и Флоренский обнаружили поблизости озеро Чеко.

Поначалу никакой связи озера с «Тунгусским событием» не наблюдалось, но чем больше его изучали, тем более странным оно казалось.

Выяснилось, что это небольшое, овальной формы озеро имеет профиль перевернутого конуса, хотя для всех прочих сибирских озер характерно плоское дно. Исследование деревьев вокруг этого озера показало, что ему около ста лет, то есть оно появилось примерно тогда же, когда и Тунгусский метеорит. Да и на российских военных картах, предшествующих «событию», озеро не значилось.

С тех пор итальянцы, уверенные, что озеро Чеко представляет собой кратер, возникший в результате падения небесного тела, полностью отдались его изучению.

И вот теперь, проанализировав все полученные ими данные магнитного и сейсмического сканирования плюс данные двух геомагнитных обсерваторий Иркутска и Новосибирска, они заявили в статье в журнале Geochemistry, Geophysics, Geosystems,, что нашли фрагмент «космического пришельца», потрясшего мир более ста лет назад.

О размере его они говорят с большой осторожностью, предполагают, что это камень, имеющий в поперечнике не более 20 метров, однако не исключают, что в будущем, возможно, эти размеры придется пересмотреть.

Неудачи Кулика и его последователей в поисках осколков метеорита, объясняются, по их мнению, тем же обстоятельством, которое породило озеро Чеко — вечной мерзлотой. Камни, упавшие тогда с неба на скорости порядка километра в секунду, легко пробили ее, испарили и проникли на такую глубину, где их уже нельзя было достать никакой лопатой. То же самое и с озером – падение сравнительно небольшого каменного фрагмента привело в этом месте к возникновению большого кратера, который потом был заполнен водой и стал озером.

Стоматолог назвал самые вредные для зубов сладости