Тунгусский метеорит упал не там

По предположению итальянских ученых, тунгусский метеорит упал в 8 км от эпицентра взрыва

Через сто лет после падения тунгусский метеорит могут все-таки найти. Итальянские ученые предлагают поискать в восьми километрах от эпицентра взрыва — в центре озера Чеко, которое, скорее всего, само образовалось из-за падения тунгусского тела.

К столетию тунгусского взрыва, возможно, удастся найти обломок тунгусского космического тела (ТКТ), известного как тунгусский метеорит. Искать его, согласно данным, опубликованным итальянскими исследователями в журнале Terra Nova, предлагается на расстоянии восемь километров от эпицентра взрыва ТКТ, в центре озера Чеко, под десятиметровой толщей осадков.

Экспедиция Болонского университета под руководством профессора физического факультета Джузеппе Лонго первоначально исследовала донные осадки озера Чеко в 1999 году на предмет наличия метеоритной пыли. Но, изучив морфологию поверхности дна озера с помощью эхолота и локатора бокового обзора, ученые установили, что профиль дна водоемы почти правильной конической формы. Это навело специалистов на мысль об ударном метеоритном кратере.

Никаких свидетельств о существовании Чеко до событий 30 июня 1908 года нет.

Впрочем, это говорит лишь о том, что район реки Подкаменная Тунгуска практически не посещался. Озеро впервые нанесли на карту в 1928 году. Группа ученых под руководством В. А. Кошелева изучала Чеко в 1960 году с помощью гораздо менее совершенного оборудования и не установила какой-либо связи озера с тунгусским событием.

Озеро Чеко в плане представляет собой почти правильный овал, слегка вытянутый с юго-востока на северо-запад. Максимальная глубина в центральной части воронкообразного водоема достигает 50 метров.

Итальянские исследователи считают, что причиной образования озера стал уцелевший после основного взрыва обломок ТКТ диаметром около десяти метров, весом около 1500 тонн, летевший с относительно небольшой скоростью (от 1 до10 км/с) под углом в 45 градусов. Раскаленный обломок упал в водонасыщенную болотную почву, перекрывающую вечную мерзлоту. Благодаря термическому воздействию, вызвавшему испарение большого количества воды и метана, объем ударного кратера от сравнительно небольшого обломка увеличился на четверть.

Подтверждение импактного происхождения озера, возможно, лежит в его центре, в толще осадка, на глубине десять метров. На низкочастотном профиле дна, полученном сейсмогеологами, обнаружено «нечто», отличающееся по плотности от озерных отложений. Как предполагает автор статьи Лука Гасперини, исследователь из Института морских наук Национального исследовательского совета (Болонья) (Marine science institute, National Research Council), это либо уцелевший обломок ТКТ, либо осадки, испытавшие ударное воздействие.

К сожалению, максимальная длина колонки осадков, которую могли отобрать итальянские ученые с помощью имевшегося у них оборудования, составила всего шесть метров. Для проникновения на 10-метровую глубину исследователям, скорее всего, придется бурить озерные отложения.

Поэтому Лонго планирует новую экспедицию к озеру Чеко летом следующего года.

В 2002 году исследователи из Болоньи совместно с коллегами из Томского государственного университета и Томского политехнического университета уже проводили дополнительные изыскания, собирая данные об интенсивности магнитного поля, содержании иридия в озерных осадках, цезия-137 в торфяных болотах, изучали повалы деревьев и деревья, пережившие катастрофу.

Мнения коллег итальянцев по поводу гипотезы Лонго разошлись.

Как считает астроном Дэвид Моррисон из исследовательского центра Эймса (NASA's Ames Research Center), гипотеза Лонго противоречит законам физики, согласно которым более крупный объект, обладающий большей энергией, создает более крупный кратер. Странно, что один из обломков метеорита после взрыва достиг земли и образовал маленький кратер, в то время как при основном взрыве не возник кратер большего размера.

Алан Харрис, планетолог из Института космических наук в Болдере, Колорадо (Space Science Institute in Boulder, Colorado), впечатлен работой группы Лонго и предлагает не отметать с ходу гипотезу профессора Лонго, который считается одним из авторитетов в изучении «тунгусской проблемы». Он привел в качестве примера знаменитый Сихотэ-Алиньский метеорит, при падении которого в 1947 году образовалось около ста небольших кратеров.

Как бы то ни было, гипотеза итальянского ученого гораздо реальнее, научнее и обоснованнее версии канала «Россия», по которой тунгусская катастрофа — козни американца Николы Теслы, испытывавшего свое супероружие.