Верфь Траяна и Клавдия

Под Римом найдена самая большая в Средиземноморье древняя верфь

Александра Борисова 24.09.2011, 12:16
Судоверфь древнего Портуса (компьютерная модель) University of Southampton
Судоверфь древнего Портуса (компьютерная модель)

Неподалеку от Рима в древнеримском порту Портус обнаружено здание, которое может оказаться самой большой античной верфью Средиземноморья.

Археологи из Университета Саутгемптона и Британской школы в Риме ведут раскопки в Портусе (древнем порту Рима) совместно с управлением итальянской археологической службы в Риме. Ключевая роль Портуса как главных торговых ворот между Римом и Средиземноморьем известна достаточно давно, и проект «Портус» уже в течение нескольких лет ведет в порту раскопки, расширяя багаж знаний о его функциях и особенностях. Однако «белым пятном» в истории древнеримского судоходства оставалось место, где строили корабли для Вечного города. Предположительно, одна небольшая верфь была найдена на Тибре около Тестаччо (район Рима), а другая в районе более раннего римского порта Остия. И Остия, и Портус расположены в устье Тибра, но Портус на 4 км севернее.

Исследователи Портуса полагают, что им удалось обнаружить самую большую древнеримскую верфь.

Останки массивного здания примыкают к характерному шестиугольному резервуару – гавани в центре римского портового комплекса.

«Сначала мы предположили, что это большое прямоугольное здание использовалось как склад, но последние раскопки показали, что его изначальное назначение – постройка и техническое обслуживание кораблей», — пояснил Саймон Кей, профессор Университета Саутгемптона и директор проекта «Портус», слова которого приводит пресс-служба университета.

Сегодня известно всего несколько верфей времен Римской империи, но найденное здание больше их всех — не только в Италии, но и во всем Средиземноморье.

Огромное здание верфи датируется II веком н. э., оно занимало площадь в 8,7 тыс. кв. м. Весь комплекс размерами превышал футбольное поле. Местами высота перекрытия доходила до 15 м или более – это высота пятиэтажного дома. Восьмипролетную крышу поддерживали облицованные кирпичом колонны диаметром три метра – они частично сохранились. Крыша, как предполагается, была деревянной.

«Здание достаточно велико, чтобы хранить дерево, холсты и другие строительные материалы, а также чтобы строить или хранить корабли. Масштаб, расположение и уникальная конструкция здания наталкивают нас на мысль, что это была именно крупная, важная верфь», — пояснил профессор Кей.

Дополнительным подтверждением этой гипотезы служат древние записи, найденные в Портусе и указывающие на существование там гильдии кораблестроителей, или corpus fabrum navalium portensium. Кроме того, мозаика, находящаяся сейчас в музеях Ватикана, куда она была доставлена из виллы под Римом, изображает фасад здания, похожий на найденный в Портусе.

В каждом из восьми пролетов, точно изображенных на мозаике, находится корабль.

«Обнаруженное здание позволяет нам объяснить функцию шестиугольного резервуара в Портусе и его роль в общей схеме портового комплекса. Вместе с тем нам пока не удалось обнаружить следов «рельсов», которые были необходимы, чтобы спускать построенные корабли из верфи в резервуар. Они могут находиться под набережной XX века, которая сейчас проходит по одной из сторон искусственного водоема. Если мы их найдем, это снимет последние вопросы относительно функции здания», — уверен профессор Кей.

Раскопки в Портусе продолжаются, и ученые надеются получить больше информации о торговле времен Древнего Рима.

Портус был построен во времена Клавдия, на рубеже эр.

Найденное археологами здание относится ко временам «золотого века» империи: оно было создано во времена императора Траяна (98–117 гг. н. э.). Затем, уже в конце V века, его функция изменилась: были построены дополнительные внутренние перегородки, его переоборудовали в зерновой склад. В VI веке часть здания была разрушена — возможно, во время войны между Византией и остготами.