Gazeta.ru на рабочем столе
Установить
Не сейчас

Комету обнаружили на Кавказе

Первая за 20 лет комета открыта с территории России

Первая за 20 лет комета открыта с территории России. Авторами открытия стали студент из Петрозаводска Артем Новичонок и главный наблюдатель станции ТАУ НЦ «Ка-Дар» Владимир Герке. Именно на станции ТАУ, расположенной в горах Карачаево-Черкесии, и была обнаружена комета.

Двадцать лет российские астрономы не имели отношения к открытию новых комет. В 1990 году литовский астроном Казимир Чернис одновременно с японскими коллегами открыл комету C/1990 E1 (Černis-Kiuchi-Nakamura), а в 1989 году житель Краснодарского края Борис Скориченко одновременно с британским астрономом открыл комету C/1989 Y1 (Skorichenko-George). Лишь в 2010 году сотрудник Института прикладной математики Леонид Еленин обнаружил комету C/2010 X1 (Elenin). Это открытие было сделано им на 45-сантиметровом телескопе негосударственной российской обсерватории ISON-NM, расположенной в США, в горах Нью-Мексико. Теперь же новая комета открыта с территории России. Обнаружили ее студент Петрозаводского университета Артем Новичонок и главный наблюдатель астрономической станции ТАУ, расположенной недалеко от САО (Специальная астрофизическая обсерватория) в Карачаево-Черкесии и построенной Научным центром «Ка-Дар», Владимир Герке.

Этот телескоп также имеет дистанционное управление: в ночь, когда было сделано открытие, Артем Новичонок находился вовсе не в горах Кавказа, а на практике во Вьетнаме.

Звездная величина кометы составила 18,5m (человек может видеть невооруженным глазом звезды до 6-й величины), она находилась в созвездии Кита, в нескольких градусах юго-западнее Юпитера. На первых же снимках был хорошо заметен характерный для комет хвост. Предварительные элементы орбиты и эфемериды рассчитаны по 46 наблюдениям, которые были проведены не только на станции ТАУ, но также в обсерватории на Терсколе (Кабардино-Балкария), на телескопе на Гавайских островах, в США и в других обсерваториях.

По этим данным, период обращения кометы вокруг Солнца составляет 12 лет.

Научный центр «Ка-Дар» находится в поселке Кузьминское, вблизи Барыбино (Московская область). Обсерватория была построена в 2004 году на средства мецената, пожелавшего не афишировать свое имя. Это частная обсерватория, куда нетрудно попасть любому, кто желает посмотреть на звездное небо или серьезно позаниматься любительской астрономией. Но поскольку обсерватория расположена сравнительно недалеко от Москвы, то условия для наблюдений в ней не самые благоприятные.

Поэтому «Ка-Дар» построил станцию ТАУ, которая находится в горах Карачаево-Черкесии, где условия для наблюдений существенно лучше.

С помощью установленного на этой станции телескопа «Джигит», произведенного в Новосибирске и имеющего диаметр зеркала 40 см, свою комету и открыли Новичонок с Герке.

«Мы изучаем свой дом, в котором живем, а более глобальный дом — это Солнечная система. Конечно, наше представление о ней не перевернется от открытия одной кометы. Открывая новые кометы, мы можем понять, откуда они пришли, и внести новую информацию в теорию строения Солнечной системы, — считает Леонид Еленин, открывший в конце прошлого года первую «российскую» комету за последние 20 лет. — Следующий вопрос — астероидно-кометная опасность. Есть два отношения к этой проблеме. Первый — в желтой прессе, интернете и на телевидении выливается огромное количество «информации» о конце света. Причем говорится об этом, как о доказанном факте, и все мы слышали эти слухи. Это нагнетает тревожную обстановку, но ведь чем «жарче» новость, тем лучше. Есть и другое мнение, которое во многом является негативным результатом описанной выше темы о конце света. Говорят, что ученые запугивают народ, чтобы им выделяли больше денег, а на самом деле Земле ничего не грозит. <4>Это не так. Солнечная система постоянно эволюционирует, как живой организм: если посмотреть на динамику движения всех объектов в ускоренном времени, это прекрасно видно. Поэтому катастрофические столкновения в истории Земли уже были и будут в будущем, если мы не сможем отвести угрозу. Это случится не завтра и не в 2012 году. Подобные катастрофические столкновения случаются раз в миллионы лет. Но столкновения с малыми телами (размерами порядка 100 метров) могут случаться гораздо чаще.

Конечно, подобное столкновение не приведет к глобальной катастрофе, и одной из задач астрономов является определение области падения небесного тела, с тем чтобы заблаговременно провести эвакуацию населения.

Кометы могут представлять для Земли серьезную угрозу, особенно крупные долгопериодические кометы, которые неизвестны на данный момент. Обнаружив такое тело у орбиты Юпитера и поняв, что существует вероятность его столкновения с Землей, мы будем иметь очень мало времени на то, чтобы должным образом отреагировать. И в настоящий момент средств противодействия подобным угрозам у нас нет».

NF Group: спрос на элитное жилье в Москве откатился на пять лет назад