Пример для «Фобос-Грунта»

Впервые в истории представлены результаты исследований проб астероида

Впервые в истории человечества представлены результаты исследований проб астероида. Японские ученые, исследовавшие астероид Итокава с помощью зонда Hayabusa, пришли к выводу, что это небесное тело похоже по составу на большинство метеоритов, падающих на Землю, и что в свое время Итокава зародился из отдельных частей более крупного астероида.

В середине июня в австралийской пустыне Вумера была найдена капсула с японского зонда Hayabusa — «Сокол». Этот зонд был запущен в 2003 году, его основная задача заключалась в том, чтобы взять пробу грунта с астероида Итокава (назван в честь основателя японской космической программы профессора Хидэо Итокавы), орбита которого находится между Землей и Марсом.

Это первая в истории человечества экспедиция по доставке на Землю образцов грунта с астероида.

Вопрос о том, насколько успешным оказался полет Hayabusa, некоторое время оставался открытым. При посадке на астероид у зонда возникли неполадки, из-за которых капсула не смогла сработать должным образом. Полноценного забора грунта, увы, не произошло, но ученые до последнего надеялись, что хотя бы несколько частиц астероидного вещества попали внутрь капсулы. Спустя три недели после возвращения зонда на Землю японские ученые официально объявили о том, что им действительно удалось привезти какие-то частицы, имеющее внеземное происхождение.

В марте нынешнего года японские ученые объявили, что эти частицы по составу во многом похожи на состав метеоритов.

В новом номере журнала Science группа ученых, работавших над проектом Hayabusa, представила ряд статей, посвященных анализу частиц астероида, которые аппарат доставил на Землю. В своей работе исследователи использовали комбинацию самых мощных электронных микроскопов и рентгеновских дифрактометров.

Основной результат заключается в том, что частицы, собранные с поверхности астероида, соответствуют по своему химическому составу метеоритам самого распространенного типа — хондритам (хондритами они называются, поскольку содержат хондры — сферические или эллиптические образования преимущественно силикатного состава). Когда метеориты входят в большой скоростью в атмосферу Земли, они в результате сопротивления атмосферы оплавляются.

Японские же ученые смогли изучить образцы метеоритного вещества до его контакта с атмосферой, в том виде, в каком оно существует в космосе.

В ходе исследования выяснилось, что большинство привезенных на Землю частиц астероида состоят из нескольких пересекающихся слоев разных минералов и покрыты зерновидными включениями размером в несколько нанометров.<3>

В отдельных частицах содержатся фрагменты минералов, которые подвергались воздействию высоких температур и повышенного давления, что говорит об их возникновении на большой глубине внутри небесных тел.

Тот факт, что такие минералы обнаружены на поверхности астероида, говорит в пользу того, что он в свое время возник из отдельных частей более крупного астероида.

«Это крупное достижение ученых Японского аэрокосмического агентства (JAXA)», — прокомментировал успех миссии Hayabusa Умберто Кэмпинс, профессор Университета Центральной Флориды и признанный специалист в области исследования комет и астероидов.

В своем комментарии американский эксперт напоминает о миссии OSIRIS-REx (Origins-Spectral Interpretation-Resource Identification-Security-Regolith Explorer — «происхождение — спектральная интерпретация — обнаружение ресурсов — безопасность — исследователь реголита»), запланированной NASA в 2016 году, цель которой — взять образец вещества массой около 60 граммов и в 2023 году доставить его на Землю: «Анализ образцов астероида Итокава иллюстрирует богатство информации, которое может быть получено даже от очень маленького количества образцов грунта астероида в рамках миссии OSIRIS REx.

Такое исследование астероидов, в частности, позволит нам понять, какую роль они играют в происхождении на Земле водных океанов и даже в происхождении жизни».

Напомним, что на ноябрь нынешнего года с космодрома Байконур запланирован запуск аппарата «Фобос-Грунт». Этот проект, который изначально планировался к реализации еще в 2004 году, предполагает взятие пробы грунта спутника Марса — Фобоса (вес пробы – 200 грамм) и доставку его на Землю для исследований. В случае успешного запуска в ноябре нынешнего года и вывода в космос, аппарат через год достигнет орбиты Марса, в феврале 2013 года высадится на Фобос и произведет все нужные исследования, в августе отправится назад и в июле 2014 года вернется на Землю. В свете последних проблем российского космоса не лишним будет заметить, что вывод аппарата в космос должен быть осуществлен с помощью новой ракеты «Зенит-2», которая успешно вывела на орбиту российский радиотелескоп «Радиоастрон».