Пенсионный советник

«Наукой можно заниматься в разных странах»

Жорес Алферов о лазерах, российской науке и образовании

Александра Борисова 14.05.2010, 11:03
РИА «Новости»

Мнение Жореса Алферова о болонской системе образования и проблемах российской науки оказалось слушателям более интересным, чем перспективы развития физики лазеров в XXI веке. Однако нобелевский лауреат терпеливо отвечал на вопросы любого характера, заданные в рамках «круглого стола» на общую тему «Что даст наука обществу в XXI веке?»

О военных применениях лазеров

Все военные применения всегда играли, играют и будут играть очень большую роль, в том числе для фундаментальных исследований. За рубежом исследования лазеров финансируют, конечно, не только военные, но военное финансирование самое масштабное. Кто финансирует такие разработки в нашей стране? Да никто не финансирует.

Однако лазеры куда более мирные, чем это может показаться. И вообще лазеры родили массу новых применений, которых изначально вообще не было. Это хорошо прослеживается в моей области полупроводниковых лазеров на гетероструктурах. Как только они появились, из них сразу родилась оптоволоконная связь, и это уникально. Сразу же началось и медицинское применение. Правда в 70-е годы мы делали такие устройства на заказ, в лаборатории, стоили они десятки тысяч рублей за одну штуку. Сейчас стоимость такого устройства 15 центов. И это совершенно мирное устройство: оно несет людям здоровье.

О лазерном телевизоре

Я в области лазеров работаю уже почти 50 лет, и мне с самого начала хотелось сделать телевизор на полупроводниковых лазерах, чтобы он был размером с маленький аппарат электронный, но в котором было бы три крошечных, высокоэффективных лазера. Прошло почти полвека, за это время КПД полупроводниковых лазеров увеличился с нескольких процентов до 75%, будет и 80%, а вот лазерного телевизора еще нет. Почему? Для этого нужно иметь три лазерных источника — красный, зеленый и синий. Красный есть, все в порядке! Синий близко, а с зеленым пока так и не получается. Но я уверен, что получится! Будет вам телевизор дешевый, более эффективный, чем на жидких кристаллах, компактный.

Можно будет носить телевизор в кармане, работать он будет от обычной батарейки.

О связи фундаментальных исследований и технологий

Связь фундаментальных исследований и технологий в области лазера прослеживается очень сильно. Например, идея полупроводникового лазера появилась в 1961 году. Технологический уровень уже был достаточен, чтобы реализовать это на p-n структурах, это было сделано. Наша идея о лазерах на гетероструктурах появилась в 1963 году, но заработала только в 1968 году: нужны были новые технологии. За это время они были созданы. Часто реализация идей требует совершенно иного технологического уровня.

И это трагедия нашей страны: идеи еще пока рождаются, но технологического уровня, нужного для их реализации, уже нет.

О перспективных для современной молодежи направлениях

Если бы мне было лет 20 и даже, предположим, я бы уже знал все то, что я знаю сейчас, я пошел бы учиться. Учиться в Санкт-Петербургский академический университет. Для проведения современных исследований очень важно хорошо знать и физику, и биологию, то, чего у нас обычно не происходит, но сейчас у молодежи есть шанс этому научиться. Это очень важно, потому что лучшие применения, например, лазеров на квантовых точках — в медицине и биологии.

O болонской системе.

В двуступенчатости системы высшего образования есть и положительные вещи. Хорошо, когда после четырех лет вы, получив диплом бакалавра, можете немного поменять профиль, например с фундаментального образования на более прикладное. Однако такая система неприменима для ряда специальностей, прежде всего инженерных. Впрочем, есть один возможный сценарий развития болонской системы в России — это

сделать защиту магистерской диссертации обязательной после получения диплома бакалавра.

Об «утечке мозгов»

Молодежь будет уходить из науки в бизнес и уезжать за границу по одной простой причине: рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Если это запрещать или что-то приказывать, проблему не решишь. Но нужно создавать условия для развития науки в стране, это необходимо.

Кроме того, наука интернациональна. Наукой можно и должно заниматься в разных странах, в этом нет никакого криминала. Не будем забывать, что, когда Петр I решил основать академию, в Россию из Европы приехали братья Бернулли, Леонард Эйлер, Иоганн Гмелин. Они заложили основы российской науки. А Георг Бюльфингер, который работал тогда в России, но уехал на родину, потому что его не устраивал климат (не научный, другой), сказал: если вы хотите заниматься физикой, химией, то это можно делать в Лондоне, в Париже и в Санкт-Петербурге, причем в Санкт-Петербурге лучше всего, потому что Петр I туда привез массу необходимого оборудования.

Так Петр I сделал Россию привлекательной: в ней стало лучше заниматься наукой, чем в других странах.

Если в настоящее время у нас так будет, будут лучшие условия — и к нам будут тоже приезжать.

Наши в таком случае тоже будут уезжать — и возвращаться. Это будет плодотворный обмен.

О Сколково

Научная программа центра пока неизвестна. Там пока ведутся разные подготовительные работы.