Байкал состарили вулканы

Береговая линия Байкала сформировалась 6–8 тысяч лет назад

,
Озеро Байкал могло образоваться не миллион лет назад, а существенно позже. По мнению сотрудника Геологического института СО РАН Александра Татаринова, ошибки в предыдущей датировке могли быть связаны с деятельностью грязевых вулканов, способствовавших ускоренному отложению донных осадков.

Вопрос датировки является одним из самых острых не только в палеонтологии или астрономии. Как показала экспедиция «Миры на Байкале», пересмотру поддается даже возраст Байкала, которому может быть всего 8 тысяч лет, а не 25 миллионов, как предполагалось ранее.

Корреспондент «Газеты.Ru» пообщался с одним из авторов столь смелой и противоречивой гипотезы, сотрудником Геологического института СО РАН, Александром Татариновым. Как рассказал ученый, эта идея пришла к нему после погружения в районе грязевого вулкана Санкт-Петербургский на глубину 1410 метров. Когда аппарат поднимался на поверхность и экипаж осматривал склон, то Татаринов заметил, что с глубины 1110 метров и до самой поверхности горные породы (мрамор и метабозит) практически не изменились за время пребывания в воде. Еще одно косвенное подтверждение — эпос местных народов и наскальная живопись на берегах, самым старым образцам которой не более 6 тысяч лет. Это противоречит современной теории, согласно которой Байкалу не один десяток миллионов лет.

Впрочем, Татаринов не пытается переписать геологическую историю.

Речь лишь идет о заполнении каменной «чаши» водой, а точнее — ее береговой линии.

Сейчас большинство ученых считают, что процесс шел в несколько этапов и завершился примерно 1 миллион лет назад. Основным доказательством этой гипотезы остается уровень донных отложений, формирующихся в результате жизнедеятельности обитателей озера и сноса многочисленными впадающими в Байкал реками. В некоторых областях толщина ило-грязевых осадков достигает десятка метров, а это как минимум миллион лет.

Ученый предположил, что здесь отложения могли формироваться гораздо быстрее «с помощью» грязевых вулканов, в избытке представленных на дне озера, и впервые обнаруженных в 1966 году. Такие вулканы, постоянно извергающие на поверхность грязевые массы и газы, иногда сопровождаемые водой и нефтью, легко обнаружить по пузырькам, поднимающимся на поверхность. По этим же вулканам можно судить о составе породы на значительной глубине под ложем озера и о других геохимических процессах.

Они же могли внести гораздо более существенный вклад в формирование осадков, чем считалось раньше.

На этот вопрос точно можно будет ответить только после тщательного анализа проб, собранных со дна разных уголков Байкала, в том числе и там, где нет этих «холмиков». Впрочем, на возраст самой чаши эти пробы вряд ли повлияют — геологические оценки возраста разломов и плит пока никто пересматривать не собирается.<3>

Парадоксов от этого меньше не стало. Если гипотеза Татаринова хотя бы частично окажется верна и возраст озера как объекта гидросферы изменится даже не на три порядка, а всего лишь на два, новых вопросов все равно добавится, и отвечать на них придется специалистам уже другого профиля.

И если быстрое заполнение чаши водой можно увязать с внушительным речным бассейном и окончанием ледникового периода (около 10 тысяч лет назад), то возникновение и изоляцию характерных видов-эндемиков так просто объяснить не получится.

Остается только ждать результатов анализа и аргументированного мнения коллег Татаринова, о которых «Газета.Ru» обязательно сообщит. Благо оставшиеся до конца сезона 60 погружений позволят собрать достаточно аргументов для научных дискуссий.