Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мобильник детям не игрушка

Российские ученые рассказали о вреде мобильных телефонов

Российские ученые полагают, детям до 18 лет стоит запретить пользоваться мобильными телефонами, а большинству городских жителей стоит регулярно проходить медосмотр, как «профессионалам», ведь длительное общение по мобильнику по уровню неионизирующего излучения сопоставимо с работой на электростанции.

Много тысяч лет назад человек не знал других забот, кроме как добыть пищу, пережить зиму, отбиться от зверей или чересчур агрессивных соседей. Вместе с социализацией, индустриализацией, электрификацией и прочими благами человечеств, к нам пришли новые эпидемии, отравляющие вещества и радиация.

Еще одной составляющей «неблагоприятного фона» – обычному электромагнитному полю, без которого не мог бы существовать наш мир, — в последнее десятилетие всё больше и больше внимания уделяют медики. И есть отчего:

мобильные телефоны, которых насчитывается уже больше 3 миллиардов на нашей планете, «нарушили равновесие силы», став реальной угрозой для массового здоровья.

С точки зрения здоровья человека электромагнитные волны – очень широкое понятие, и здесь играет роль не только длина волны, но и мощность излучения. Например, солнечного ультрафиолета может быть достаточно, чтобы вызвать ожог, в то время как солнечные лучи видимого диапазона повредить кожу или сетчатку глаза не в состоянии. Но стоит повысить плотность, оставшись на той же, видимой длине волны, как это сделано в лазерах, и приходится вводить новые нормы безопасности.

С ультракороткими радиоволнами, к которым относятся и GSM, и D-AMPS, и Wi-Fi, и все остальные, всё примерно так же, и основным «санитарным» параметром является плотность излучения. Может быть, просто потому, что достоверно оценивать влияние других величин на наш организм ученые пока не научились.

Как рассказал в четверг на пресс-конференции в РИА «Новости» заведующий лабораторией радиобиологии ФМБЦ Олег Григорьев,

несмотря на то, сейчас проводится большое количество разнообразных исследований, точно объяснить и предсказать эффект «мобильников» на организм нельзя.

Слишком много факторов: здесь и частотно зависимые эффекты, и наведённые токи, и «десятки других механизмов».

С научной точки зрения – проблема в организации опыта, попросту говоря, «что и как облучать». С медицинской – как эти полученные данные интерпретировать, то есть как «привязать» их к конкретной проблеме мобильных телефонов и электромагнитных излучателей вообще.

По этой же причине нельзя точно разработать санитарные нормы, и сейчас тех, кто пользуется мобильными телефонами больше одного часа в сутки, можно смело записывать в «профессионалы».

То есть рекламщики, бизнесмены, журналисты и прочие любители поговорить попадают в одну категорию с работниками электростанций, настройщиками СВЧ-устройств, машинистами и другими специалистами, ежегодно проходящими профосмотр.

С теми же нормами в последнее время не всё ясно: в 1996 году в Москве допустимая «доза» составляла 2–3 мкВт/см2, сейчас же – 10 мкВт/см2. Профессор Юрий Григорьев, председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, считает, что большинство норм в этой области, по сути, были взяты «с потолка» и этот порог не должен превышать 5 мкВт/см2.

В случае с ионизирующим излучением все несколько проще: механизмы повреждающего действия его изучены, а следовательно, и зависимость «доза — эффект» абсолютно жёсткая. Последствия же неионизирующего, даже если был известен «аппарат» и продолжительность, предсказать практически нельзя.

А детей вообще следует поместить в отдельную категорию.

Стоит отметить, что и сейчас российские санитарные нормы «не рекомендуют использовать мобильные телефоны детям до 18 лет». Во-первых, их ткани более проницаемы для электромагнитных волн, во-вторых – выше чувствительность и восприимчивость: локальные повышения температуры «и больше, и сильнее».

И хотя все детали повреждающего действия неизвестны, эпидемиологические данные достоверно свидетельствуют:

у детей, начавших использовать мобильники в 8–12 лет, к 21 году в 5 раз чаще развивается глиома мозга.

И хотя распространенность этой опухоли не превышает десятые доли процентов, не стоит забывать, что опухоль – скорее всего, крайнее проявление неблагоприятного воздействия.

Поскольку отказаться от такого социального феномена, как мобильный телефон, в ближайшее время не представляется возможным, то, вне зависимости от марки и ценовой категории вашей трубки, следует следовать нескольким простым правилам.

По данным Олега Григорьева, изначально телефоны проектировались таким образом, что «голова выступает в качестве антенны», и чтобы разобщить эту связь, необходимо удалить телефон как минимум на полметра. Идеальный вариант – гарнитуры, и хотя беспроводная тоже излучает, уровень этого излучения несопоставим с телефонным. Да и трубку носить лучше не на поясе, а в ранце. Что же касается продолжительности разговора, то его следует ограничить 15 минутами в сутки, что для многих может показаться просто недостижимой цифрой.

Есть, правда, ещё один механизм, не связанный ни с телефонами, ни с постоянно излучающими вышками, – сейчас уже около 10% европейцев считают, что их головные боли, состояние раздражительности и другие неврологические симптомы вызваны электромагнитными волнами. А там, где необоснованная связь, – там и «надуманные» заболевания, распознать которые даже опытному терапевту или неврологу нелегко.

Загрузка