Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Алкоголизм спрятался в закуске

У алкоголиков мутировал рецептор к «гормону чревоугодия»

Алкоголизм, как и переедание, связан с неправильной реакцией на «гормон чревоугодия» — грелин. Возможно, манипуляциями с ним можно будет лечить не только булимию и анорексию, но и алкоголизм. Правда, пока непонятно даже, надо ли усиливать или ослаблять его действие.

Ещё пятьдесят лет назад единственным средством избавиться от вредных привычек был труд – умственный или физический. Сегодня продвинутое общество, поднаторев в применении формулы «это не наша вина, а наша беда» по поводу и без, оставляет решение многих проблем учёным. Последние же в ответ на общественный запрос занялись поисками «грешных гормонов».

Шведские и немецкие физиологи, специализирующиеся на алкоголизме, заинтересовались отношением своих подопечных не только к выпивке, но и к закуске.

Йорген Энгель и его коллеги обратили внимание, что алкоголизм, чревоугодие и даже игромания и наркомания – одного поля ягоды. В той или иной форме для всех этих расстройств описаны нарушения работы «системы вознаграждения» – так называется мезолимбический отдел головного мозга, который, как считается, отвечает за получение удовольствия от простых человеческих радостей.

А поскольку он способен влиять на работу всего мозга и гормональной системы организма, то неудивительно, что даже небольшие сбои приводят к тяжелым, продолжительным последствиям. Попытки подобраться к «системе поощрения» с помощью лекарственных препаратов пока не увенчались успехом – в первую очередь из-за отсутствия до недавнего времени конкретных мишеней.

Первой такой целью стал гормон грелин, который иногда называют «гормоном чревоугодия».

Грелин синтезируется стенкой кишечника и выделяется в кровь, откуда попадает в головной мозг. В экспериментах на разнообразных животных неоднократно было показано, что он вызывает голод и стимулирует поглощение пищи. Такой же эффект был продемонстрирован и на людях, которых не ограничивали в выборе пищи из буфета.

Как недавно было показано, это гормон не аппетита, а именно чревоугодия, оказывающий влияние на работу вышеупомянутой мезолимбической системы.

Дальнейшие действия Энгеля и его коллег не отличались оригинальностью: ученые сравнили гены, кодирующие грелин и рецепторы к нему, у 417 добровольцев, 138 из которых было назначено лечение от алкоголизма.

Как и предполагалось, ученые нашли вполне определенную мутацию – правда, в гене не самого гормона, а рецептора к нему в мозге значительной части алкоголиков.

Более того, у тучных алкоголиков в «комплект» входила еще одна точечная мутация в том же гене. Статья Энгеля и его коллег из Университета Гетеборга и Центрального института психического здоровья Германии принята к публикации в Alcoholism: Clinical & Experimental Research.

Механизмы, лежащие в основе патологического эффекта этих двух мутаций, пока остаются неизвестными. Ведь небольшое изменение молекулы рецептора может как снижать, так и повышать продолжительность и силу активации клетки гормоном. А если учесть, что мезолимбическая область «завязана» на многочисленные нейромедиаторы, то разрубить этот Гордиев узел одним фармацевтическим ударом вряд ли получится.

То, что дефектными оказались рецепторы, а не сам гормон, по крайней мере, делает бесполезными попытки вводить в кровь «грешников» полноценный грелин. Так что желающим решить эту проблему остается прибегнуть или к генной терапии, или же ждать, пока создадут синтетические аналоги и ингибиторы грелина, чья структура будет скорректирована с учетом обнаруженных дефектов рецептора. Правда, тучным и худым алкоголикам придется принимать разные лекарства.

Хотя если следовать выводам Саймы Малик, сделавшей грелин гормоном чревоугодия, то достаточно просто не смотреть на объект своих желаний – будь то свиные ребрышки или огненная вода.

Ученые, видимо, забывают о рекламе, действующей на мозг куда эффективней всех ещё даже не созданных аналогов любого «грешного» гормона.

Загрузка