Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Горняк просолился на века

На соляном прииске в Иране найдена природная мумия человека

Фото: nationalgeographic.com
Иранские археологи наткнулись на прекрасно сохранившуюся мумию человека. Почти две тысячи лет назад он работал горняком на соляном прииске и погиб во время камнепада. Соль не дала тканям человека разрушиться, и у исследователей есть шанс узнать даже, что «соляной человек» ел перед смертью.

Иранские археологи нашли мумию человека, законсервированного природой. Как сообщает портал National Geographic со ссылкой на Центр археологических исследований Ирана, лежащее в залежах соли на солевом руднике Chehrabad тело стало уже шестой так называемой «естественной» мумией, найденной на территории данного раскопа.

Соль - не единственный природный консерватор, известный науке. Сильный холод в Андах помог сохранить тела людей, живших в период расцвета Империи Инков на территории современного Перу. А из некоторых североевропейских болот археологи до сих пор извлекают останки, датируемые Железным веком и сохранившиеся благодаря холодной температуре, кислотности воды, а также нехватке кислорода.

По словам экспертов, этот человек, предположительно, жил 1800 лет назад, в эпоху Римской Империи. Он был обыкновенным горняком на соляных приисках, ныне расположенных на территории северо-западной провинции Ирана Занджан. Погиб он во время камнепада, вызванного небольшим землетрясением. А увидели его археологи благодаря сильнейшему ливню, который размыл почву вокруг тела.

Как отметили учёные, тело лежит в том положении, которое ему когда-то придали упавшие сверху каменные глыбы. Огромное количество соли вокруг не позволило тканям истлеть, так как соль предотвратила размножение бактерий, в том числе вызывающих процессы разложения и гниения. Так рабочий, ставший жертвой несчастного случая на производстве, пополнил фонд редких естественных мумий.

За последние 14 лет на руднике Chehrabad археологи в общей сложности нашли пять «соляных людей». Тщательное изучение этих мумий позволило ученым заявить, что время жизни горняков прошло между правлением династии персидских царей Ахеменид (539–333 до н. э.) и династии Сасанидов (240–640 н. э.). Состояние мумий вызвало восхищение учёных.

Волосяной покров тела, в том числе бороды, и элементы одежды прекрасно сохранились (см. фото головы «соляного человека №5). Более того, желудки некоторых рабочих до сих пор содержали останки пищи, съеденной века назад.

Сейчас археологи пытаются решить проблему транспортировки и изучения мумии, поскольку извлечение из соляного кокона приведет к быстрому гниению и разложению тканей.

Как отметил эксперт по ближневосточной археологии из Университета Сиднея Дэниэл Поттс, эти засоленные тела крайне важны из-за их сохранности: «На территории Ирана или Ближнего Востока вы можете обнаружить множество захоронений или кладбищ, относящихся к этому периоду, однако ни в одной из могил вы не найдете останков волосяного или кожного покрова, не говоря уже об аксессуарах из кожи (одежде, сумках, поясах). Не найдете вы и веревок, ножей с костяными рукоятками. В общем, всего того, что бережно сохранила соль», — подытожил Поттс.

По его словам, сотрудничество с ведущими лабораториями мира позволит иранским учёным провести качественный ДНК-анализ обнаруженных останков. И получить новые сведения о периоде истории между правлением персидских царей и установлением ислама.

Впрочем, представители властных структур Ирана несколько скептично отнеслись к идее транспортировки «соляного человека» №6.

По их мнению, учёные имеют возможность изучать особенности мумий, образовавшихся естественным путем, на предыдущих находках. А шестой горняк в обозримом будущем должен остаться в земле.

Руководитель иранского Центра археологических исследований Мохаммед-Хассан Фазели Нашли уже заявил, что шестого «соляного человека» необходимо оставить в земле, по крайней мере на некоторое время. Он особенно отметил, что в стране нет достаточного оборудования и инструментария, который позволил бы сохранить мумию на долгие годы: «У нас хватает проблем по сохранению предыдущих пяти мумий, — заявил Фазели Нашли в интервью Информационному агентству культурного наследия Ирана. — Если это не критично, то зачем извлекать тело из соляной оболочки, которая лучше, чем люди, сможет его сохранить», — добавил он.

Впрочем, иранские учёные не разделяют мнения своего руководства. По словам профессора Томаса Штольнера из Университета Бохума, иранцы уже обратились за помощью в изучении шестого «соляного человека» в университетский Музей горного дела.