Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Жертвы верхнего палеолита

Люди верхнего палеолита практиковали ритуальные человеческие жертвоприношения

,
Ритуальные человеческие жертвоприношения практиковались ещё во времена верхнего палеолита. Так считают итальянские археологи, изучавшие нетривиальные массовые захоронения. По мнению их российских коллег, ритуальность итальянцам доказать не удалось, хотя некоторых людей закапывали явно живыми.

Итальянские археологи заявили, что жившие в Европе люди верхнего палеолита практиковали ритуальные человеческие жертвоприношения. Как пояснил один из авторов работы, профессор из Университета Пизы Винченцо Формикола, к таким выводам они пришли после изучения сложно и разнообразно украшенных могил. В которых, кстати, людей хоронили не просто так, а явно предварительно отбирали в зависимости от возраста, пола и физического здоровья. Что явно указывает на целую погребальную систему, свойственную сильно развитым обществам.

Антропологи и археологи неоднократно заявляли, что пещерное искусство, столь распространенное среди сообществ верхнего (или позднего) палеолита, указывает на сложную систему сакральных связей между человеком и окружающим его миром. Так, выгравированное в пещере «Три брата» (Арьеж, Франция) изображение фигуры в маске навело ученых на мысль о существовании шаманов и колдунов в древних сообществах. Более того, антропологи высказывают гипотезу, что нарисованные на стенах ритуалы, связанные с погребением, могут отражать представление о существовании некоего потустороннего мира.

Формикола пошёл дальше и предположил, что о высоком развитии палеотических сообществ говорят сами массовые захоронения.

Он проанализировал несколько таких могил. И указал на ряд признаков, по которым их можно отнести к целенаправленным жертвоприношениям. Массовых захоронений в то время было очень много, поясняет Формикола. Часто это объяснялось эпидемией или стихийным бедствием. Однако часть могил оказалась особенной — в них лежали не просто люди одного пола и возраста, но и с какими-то врождёнными увечьями (например, карлики или с искривлёнными костями).

Такие могилы обильно украшались, причем не везде одинаково. Так, останки молодого человека-карлика, обнаруженные в пещере Romito (в южном регионе Калабрия, Италия), покоились рядом с женским скелетом под огромным выгравированным изображением быка. Найденное на территории России на стоянке Сунгирь под городом Владимир двойное захоронение десятилетних мальчика и девочки было украшено по-иному.

Тела детей окружали предметы из слоновой кости, в том числе пять тысяч бусин, каждая из которых требовала часа усердной работы.

По мнению археолога, способ декорирования и обустройства захоронений говорит об очень высоком уровне сложности сообществ. В частности, и в итальянской, и в российской пещере вполне могли лежать жертвы ритуальных обрядов.

«Этих людей могли ненавидеть, бояться, уважать…Мы не знаем, был ли, например, тот мальчик-карлик похоронен таким образом, потому что он был карликом или вопреки тому, что являлся таковым», — признал профессор. Однако дальнейший анализ массовых погребений может выявить больше закономерностей существовавшего ритуального комплекса.

«Газета.Ru» попросила ознакомиться с особенностями погребения, найденными профессором Формикола и обнародованными в июньском номере журнала Current Anthropology, российских археологов. И на просьбу откликнулся доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Михаил Аникович. Более тридцати лет он работает на одной из самых известных в мире палеолитических стоянок «Костенки» в Воронежской области. О последних результатах группы Аниковича «Газета.Ru» писала совсем недавно.

«Вопрос о ритуальных действиях в верхнем палеолите или в первобытной археологии вообще является исключительно важной проблемой, — пояснил Аникович. — Суть этой проблемы в том, насколько мы можем адекватно доказать, что то или иное действие есть элемент ритуала.

Имел ли место ритуальный каннибализм в верхнем или среднем палеолите? Наверное, да. По крайней мере в целом ряде памятников человеческие кости обнаруживаются среди кухонных отбросов. Иными словами, этих людей не хоронили, а ели. Причем иногда каннибальское пиршество оказывалось весьма обильным (пещера Крапина). Но можем ли мы реально доказать то, что где-то имело место именно ритуальное поедание человека? Это трудно.

Конкретный пример: на верхнепалеолитической стоянке Костенки 8/II найдены обломки черепа человека, явно съеденного. Что это? Ритуал? Или просто есть было нечего? Мы не знаем. Единственное, что можно утверждать определенно: этого человека скушали очень »цивилизованные« люди — создатели так называемой »тельманской культуры«. Судя по кремневому и костяному инвентарю, это одна из наиболее высокоразвитых культур эпохи раннего верхнего палеолита, созданных Homo sapiens.

Имели ли место человеческие жертвоприношения в верхнем палеолите? Возможно. Однако вплоть до последнего времени на эту тему больше фантазируют, чем реально ее изучают.

Например, достоверно установить совпадение дат палеолитических могил с »катаклизмами и эпидемиями« в реальности невозможно, — подчеркнул археолог. — Хронологические привязки в палеолите имеют допуск в несколько тысяч лет. В такой ситуации любые даты легко »подтянуть« друг к другу, но это всецело на совести ученого.

Безусловно, в палеолите практиковались очень разные способы захоронения. Вряд ли кто-то случайно мог удостоиться погребения при всем параде, в богатых одеждах и с оружием. Но были ли это уважаемые колдуны? Или специально умерщвленные жертвы? Или общинники, »положившие живот за други своя« и потому почитавшиеся после смерти? Тут волей-неволей приходится вставать на почву догадок.

По крайней мере материалы сунгирских погребений, о которых говорил профессор Формикола в своей статье From the Sunghir Children to the Romito Dwarf: Aspects of the Upper Paleolithic Funerary Landscape, вполне допускают все 3 объяснения».

«Совершенно противоположный пример — погребение на стоянке Костенки 14/III. В очень узкой могильной яме археологи расчистили скорченный скелет человека лет 25. По-видимому, человек был положен в землю связанным, с руками, подтянутыми к груди. Один палец погребенного оказался засунутым в рот. Ни одного предмета не было положено с ним в могилу. Не удалось обнаружить ни единой детали которая свидетельствовала бы об одежде. Только дно могилы было густо посыпано охрой. Вполне закономерным является предположение, что этого человека зарыли в землю живым и вдобавок совершенно обнаженным. Перед смертью он закусил себе средний палец правой руки. Но была ли это жертва? Или казненный преступник? Или что-то еще? Мы опять-таки не знаем. Так что все предположения итальянского археолога так и остаются предположениями», — подчеркнул российский учёный.

Загрузка