Spirit добрался до марсианской воды

Марсоход Spirit нашёл минерал, который не мог появиться без воды

NASA уже устало молиться на марсоходы Opportunity и Spirit. А те всё не прекращают работу. На сей раз открытие мировой значимости сделал Spirit — несмотря на сломанное колесо, он доковылял до кремнезёма, который мог появиться на планете только в присутствии открытой воды.

Марсианский ровер Spirit после 1200 дней своего пребывания на Красной планете сделал очередное важное открытие. Манипулятор марсохода при помощи установленного на нем миниатюрного термоэмиссионного спектрометра нашёл участок грунта, очень богатый кремнеземом (silica).

Как полагают ученые, процессы, из-за которых появились столь концентрированные залежи кремнезема, требуют присутствия открытой воды.

По словам ведущего исследователя, работающего с научным оборудованием роверов, Стива Скуиреса из Корнелльского университета, в этом открытии интересны сразу две стороны. Во-первых, получено едва ли не самое серьезное свидетельство того, что климат на Марсе когда-то был гораздо более влажным. А во-вторых, одно из крупнейших своих открытий роверы совершили, превысив расчетные сроки своей работы больше, чем в 13 раз (первоначальные сроки работы марсоходов определяли в 90 дней). Интересно и то, что Spirit вот уже больше года просто сломан: в марте 2006 года у него сломалось одно колесо. Пять колес продолжают вращаться, а шестое волочится по грунту и оставляет в нем глубокую борозду.

Теперь команда ученых планирует подробно исследовать «кварцевую» аномалию.

Планируют присоединиться к изучению Марса и другие страны. Объявил о своем присоединении к марсианской гонке Китай. Он запустит свой аппарат к Марсу вместе с Россией в октябре 2009 года. Как сообщил источник в Шанхайской космической администрации (ШКА), главном разработчике китайского марсианского проекта, аппарат стартует вместе с российским проектом «Фобос-Грунт» на одной ракете-носителе. Параметры зонда — 75 сантиметров в длину и в ширину, 60 сантиметров в высоту. Весит он 110 килограммов. Работы над китайским аппаратом должны завершиться к июню 2009 года.

Россия планирует изучить спутник Марса Фобос, тем самым взяв реванш за относительную неудачу советских миссий «Фобос-1» и «Фобос-2».

Планетный проект «Фобос-Грунт» по детальному изучению Фобоса рассчитан на три этапа. Первый — орбитальные наблюдения за спутником, второй — посадка и работа на поверхности. Третья, самая главная и наиболее сложная часть миссии — доставка образца грунта с Фобоса на Землю.

Всего на аппарате планируется установить примерно 20 научных приборов: разнообразные спектроскопы, видеокамеру, зондирующие приборы (длинноволновой планетный радар и сейсмометр) и другие. Они смогут изучить вещество Фобоса, а также понаблюдать за Марсом: отследить глобальные изменения в атмосфере и климате планеты и в околопланетном пространстве.

По прибытии к Марсу космический аппарат несколько месяцев проведет на так называемой квазисинхронной орбите планеты. Эта орбита сближена с орбитой Фобоса, но сдвинута относительно нее приблизительно на 50 км. Такая конфигурация позволяет изучить спутник буквально со всех сторон.

Кульминацией проекта станет доставка грунта с Фобоса на Землю.

Когда космический аппарат опустится на поверхность спутника, специальное грунтозаборное устройство возьмет образец грунта весом примерно 100 г. Образец попадёт в капсулу на возвращаемом аппарате, который отстыкуется от основного космического корабля с помощью пружин и, когда отойдет на безопасное расстояние, включит двигатели, выйдет на орбиту вокруг Марса и направится к Земле. Перед подлетом к Земле спускаемый аппарат отделится от возвращающего блока и войдет в земную атмосферу. На Земле грунт с астероида будут искать с помощью наземных средств и радиомаяков на спускаемом аппарате. Возвращающийся блок сгорит при входе в земную атмосферу.

Оставшийся на Фобосе аппарат продолжит свою работу. Планируемая продолжительность его миссии — один марсианский год, который соответствует двум земным.

После такого комплексного эксперимента ученые надеются получить новые данные о зарождении и эволюции Солнечной системы.