Грипп обманул универсальные лекарства

Изучена структура белка-фермента нейраминидазы, входящей в оболочку вирусов гриппа

Современные ингибиторы гриппа приводят к его трансформации. Расшифровка структуры одного из ключевых белков вируса показала, что у каждого типа свой активный центр, на который универсальные ингибиторы не действуют.

Биологи расшифровали три трёхмерных структуры белка нейраминидазы, который входит в состав поверхности вирусов гриппа. Известно, что оболочка грипповируса состоит из белка гемагглютинина (H) и белка-фермента нейраминидазы (N). Гемагглютинин обеспечивает способность вируса присоединяться к клетке. Известно 16 форм данного белка. А девять разновидностей нейраминидазы отвечают, во-первых, за способность вирусной РНК проникать в клетку-хозяина, и, во-вторых, за способность вирусных частиц выходить из клетки после размножения.

Разновидность вируса гриппа зависит от комбинации разновидностей ферментов Н и N. Штамм, вызывающий наибольшее волнение сейчас — Н5N1, так называемый птичий грипп. Как известно, он распространяется среди птиц и передается от птицы человеку. Ученые опасаются, что вирус птичьего гриппа может мутировать и начнет передаваться от человека к человеку.

Дот сих пор изученными оставались только две из структур нейраминидазы — N2 и N9. На их основе изготавливались антивирусные лекарства — вещества, блокирующие эти ферменты. Впрочем, ингибиторы для N2 и N9 были эффективны и при остальных формах нейраминидазы.

До сих пор считалось, что эффективность ингибиторов обусловлена идентичностью активного центра нейраминидазы. Однако англичанин Джон Скехель из Национального института медицинских исследований в Лондоне доказал, что это не так.

Структуры N1, N4 и N8 он расшифровал при помощи кристаллографических методов. И обнаружил, что активные центры у них (а также у белков N2 и N9) уникальны.

Вывод опубликованной в Nature работы таков: механизм действия ингибиторов нейраминидазы остаётся неизвестным. Более того, универсальность действия ингибиторов может обернуться весьма неприятной стороной. Известно, что ингибиторы не уничтожают находящийся в организме носителя вирус полностью. Они просто снижают его концентрацию, что позволяет организму выработать антитела до наступления серьёзных последствий. Именно поэтому тенденция к увеличению устойчивости вирусов становится особенно тревожной: логично предположить, что выживают вирусы, которые просто-напросто не блокируются ингибиторами. Что, согласно теории Дарвина о естественном отборе, автоматически приводит к усовершенствованию вируса.

По словам Скехеля, для успешной борьбы с вирусами гриппа необходим новый класс ингибиторов, ориентированных именно на активные центры нейраминидазы.