Обезьяны защитились от СПИДа

Обнаруженный в крови приматов пептид может защитить от СПИДа

Обнаруженный у некоторых приматов пептид может защитить клетки организма от СПИДа, при этом вирус так и не успевает к нему приспособиться. Причины такой эффективности пока неизвестны, но ученые уже думают о промышленном производстве препарата на основе найденной молекулы.

Ученые из Барнеттовского колледжа биомедицинских наук Университета центральной Флориды (Burnett College of Biomedical Sciences University of Central Florida) обнаружили, что содержащийся в крови приматов пептид может успешно блокировать вирус СПИДа от проникновения в клетки человеческого организма, при этом вирус не успевает приспособиться к нему, как к обычным препаратам.

Предварительное исследование, проведенное Александром Коулом с коллегами, показало, что один из пептидов защиты приматов (defense peptide) — ретроциклин, найденный как в обезьянах (исключая человекообразных), так и в низших приматах, успешно борется с ВИЧ. При этом даже через 100 дней после применения препарата у вируса наблюдается только слабая устойчивость к нему, то есть пептид по-прежнему являлся надежным ингибитором ВИЧ. Многочисленные лабораторные тесты уже показали, что ретроциклин, например, может эффективно предотвращать инфицирование ВИЧ влагалищной ткани.

Механизм подобной эффективности пока что неясен. Ученые предполагают, что это связано с тем, что пептид взаимодействует сразу с несколькими участками клетки и вируса.

Если дальнейшие результаты опубликованного в Journal of Immunology исследования подтвердят устойчивость ретроциклина к вирусной адаптации, американцы планируют освоить промышленное производство пептида методом генной инженерии. Планируется встроить ретроциклиновый ген в геном табака и выращивать генно-модифицированное растение. По мнению специалистов, такое решение позволит обеспечить сравнительно дешевым лекарством районы Юго-Восточной Азии, Африки и Карибского моря, где СПИД распространяется особенно быстро.

Иммунологи уже неоднократно пытались получить пептидные препараты, способные бороться с вирусом иммунодефицита человека. Так, группа ученых из Университета Гонконга и крупный специалист по лечению СПИДа Дэвид Хо в 2003 году объявили о том, что ими разработан синтетический пептид, который, как они предполагают, можно использовать в качестве антивирусного агента, блокирующего проникновение ВИЧ в человеческую клетку.

Занялись пептидами и фармакологические компании. Компании Roche и Trimeris объявили 19 января 2006 года о начале совместной работы над разработкой двух новых фузионных пептидов для лечения СПИДа. Как заявили разработчики, пептиды TR-291144 и TR-290999 позволят добиться длительной супрессии (подавления активности) вируса иммунодефицита при назначении однократно в неделю. Результаты преклинических испытаний уже представлены на Международном конгрессе по СПИДу в феврале 2006 года.

«Старшие братья» пептидов — белки также помогают в борьбе со СПИДом.

Как установили ученые, два помогающих восстанавливаться клеточной ДНК белка, как оказалось, заодно обладают способностью разрушать ДНК, созданную ВИЧ после проникновения в клетку человека. Исследование, проведенное в государственном университете штата Огайо, опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences в марте 2006 года. Однако добиться полного излечения от болезни пока ещё ни разу не удалось. Любая терапия — только отсрочка от смертельного приговора.

«Газета.Ru» следит за борьбой со СПИДом.