Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Discovery сел не туда

Discovery успешно приземлился

Разогретый почти до двух тысяч градусов и с капающим из двигателя топливом космический челнок Discovery все-таки сел. В последние минуты ему поменяли посадочную полосу, но это только помогло астронавтам. Скорее всего, теперь полеты шаттлов возобновятся в прежнем объеме.

Шаттл Discovery успешно приземлился на мысе Канаверал. Челнок по-самолетному коснулся посадочной полосы в 17 часов 14 минут по московскому времени, спустившись с орбиты чуть более чем за час. Добро на посадку в NASA дали только в воскресенье, проанализировав все данные о состоянии корабля. В 16.07 мск находившийся над Индийским океаном челнок включил тормозные двигатели, которые проработали три минуты.

Обнаруженная за два дня до посадки утечка топлива в одной из вспомогательных силовых установок продолжалась во время посадки, но не помешала. Из двигателя вытекало шесть капель топлива в час.

Так уже бывало при посадках из шаттлов. Однажды в двигательном отсеке даже возникло возгорание из-за попадания брызг гидразина на один из генераторов.

Вход челнока в атмосферу начался в 16.42 по московскому времени строго по графику. На скорости 2,5М (2,5 скорости звука) над Тихим океаном обшивка Discovery начала нагреваться. Челнок постепенно сбрасывал скорость. За 15 минут до посадки скорость уже составляла 2,0 М, высота — 65 км. Посадка осуществлялась по траектории в семь раз более крутой, чем траектория посадки пассажирского лайнера.

Над местом посадки облачность начиналась на высоте более пяти километров. Однако ниже трех километров небо над посадочной полосой было чистым, что специалисты сочли достаточно благоприятными условиями для посадки.

Касание почти 90-километровой полосы № 15 осуществилось точно в 17.14. Первоначально предполагалось, что челнок сядет на полосу № 33, но из-за направления ветра ЦУП в 17.00 скорректировало план посадки. Как пояснил позже «Газете.Ru» представитель NASA в российском ЦУПе Сергей Пузанов, корректировка такого рода - дело обычное. И потребовалась она из-за слишком низкой облачности в районе полосы №33.

Полет Discovery стал первым после годичного перерыва и вторым после катастрофы корабля Columbia в 2003 году. Челнок удалось запустить с третьей попытки, зато очень пафосно — в День независимости США.

Первоначально планировалось, что шаттл полетит к МКС 1 июля. Однако из-за плохой погоды в районе космодрома старт дважды откладывался. Новую дату старта в NASA приурочили ко Дню независимости США (напомним, что в прошлом году к этому празднику приурочили эксперимент Deep Impact). Но и 4 июля запуск оказался под угрозой: специалисты NASA обнаружили трещину в термоизоляции топливного бака. После детального обследования и многочасовых консультаций в NASA все же приняли решение запускать челнок.

4 июля 2006 года в 22.37.55 (по московскому времени) шаттл успешно стартовал.

Вечером 6 июля 2006 года шаттл Discovery успешно пристыковался к МКС. Операцию причаливания провели вручную. В 18.52 по московскому времени прошло касание, а через два часа астронавты челнока и космонавты МКС открыли стыковочные люки и пожали друг другу руки.

Челнок доставил на МКС модуль MPLM «Леонардо», систему регенерации кислорода, мощностей которой достаточно для экипажа из шести человек, запасной нагнетатель воздуха, а также 11 контейнеров с провизией, одеждой, запасными частями и научно-исследовательским оборудованием. Самым важным грузом миссии STS-121 шутя называли астронавта МКС.

За время полета члены экипажа Пирс Селлерс и Майкл Фоссум Discovery совершили три выхода в открытый космос: 7, 10 и 11 июля.

В субботу, 7 июля, в 17.13 мск, астронавты миссии STS-121 Пирс Селлерс и Майк Фоссум вышли в открытый космос первый раз. Сначала они отремонтировали специальную многоцелевую тележку, используемую для строительства и ремонта станции, а затем приступили к операциям со штангой-манипулятором OBSS, длина которой достигает 30 м. Эту штангу экипаж челнока использовал в течение всего полета. Еще до стыковки с МКС при ее помощи астронавты изучали состояние термостойкого покрытия Discovery. Особенных повреждений не нашли, однако установили, что часть птичьего помета, которым покрылся шаттл за время стояния на старте, успешно пережила выход на орбиту Земли.
А после расстыковки экипаж еще раз внимательно осмотрел крыло своего корабля.

Во время второго выхода в открытый космос, который начался в понедельник, 9 июля, в 8.14 по времени восточного побережья США (16.14 мск) и закончился в 15.01 (23.01 мск), астронавты установили запасной насосный блок системы температурного контроля МКС и заменили силовые, видео- и аудиокабели, проходящие по нижней части мобильного транспортера.

Третий выход астронавты почти весь посвятили учебе. 11 июля 2006 года 7 часов и 11 минут вне МКС и шаттла они тренировались диагностировать и ремонтировать повреждения теплозащитного слоя челнока. Диагностика велась по-настоящему, ремонт прошел понарошку. Астронавты заделывали трещины в керамических плитках на учебном «поврежденном» покрытии специальным раствором и заравнивали раствор шпателем. Единственным нештатным событием этого выхода стала потеря Селлерсом одного из шпателей, уплывшего в открытый космос. По словам астронавтов, никакой угрозы для МКС шпатель не несет, «теряли инструменты и покрупнее».

В субботу, 15 июля, Discovery успешно отстыковался от Международной космической станции и отправился в обратный путь. «Корабль отчалил от станции точно по графику, в 14.08 мск», — сообщили в подмосковном Центре управления полетами.

Судя по всему, полеты шаттлов теперь возобновятся с прежней интенсивностью, тем более что NASA получила дополнительные средства. Комиссия американского сената по ассигнованиям одобрила выделение NASA дополнительного $1 млрд на покрытие расходов на возобновление полетов шаттлов. Уже объявлено, что, скорее всего, челнок Atlantis полетит в конце лета — начале осени. Стартовое окно откроется 28 августа, а закроется 13 сентября.

Загрузка