Глобальное окисление ушло в прошлое

Земная атмосфера насытилась кислородом уже 2,5 миллиарда лет назад

«Капсулы времени» со следами первобытной нефти показали, что глобальное окисление планеты началось как минимум за полмиллиарда лет до ныне установленных границ. Возможно, колебания уровня кислорода в атмосфере спровоцировали датируемые этими годами ледниковые периоды.

«Капсулы времени» — следы первобытной нефти, обнаруженные в канадских скалах, показывают, что уже 2,4–2,5 млрд лет назад нижние слои атмосферы Земли были богаты кислородом. То есть кислород появился на планете примерно на 500 млн лет раньше, чем предполагалось до сих пор. Данные представлены в июньском номере Geology. Исследование провела группа ученых под руководством Адрианы Дуткивитц (Dutkiewicz) из университета Сиднея.

В минеральных гранулах с «нефтяной» водой присутствуют вещества, известные как стерины (или стеролы) — полициклические спирты.

Стерины могли оказаться здесь одним-единственным образом — с остатками древних морских водорослей, для появления которых необходим был кислород.

По словам Джея Кауфмана, геолога университета штата Мэриленд и специалиста по глобальному окислению (Great Oxidation Event), не вызывает сомнений, что при формировании исследованных скал не обошлось без кислорода. Следы насыщения атмосферы кислородом выявили также в сланцах 2,7-миллиардной давности, однако в данном случае, как указали оппоненты, исследователям не удалось застраховаться от загрязнения образцов.

Изучение образцов велось очень тщательно. Очень тонкие и тщательно очищенные срезы твердо датированных пород изучались под микроскопом под ультрафиолетовым светом, в котором стерины интенсивно светятся.

Ранее считалось, что глобальное окисление началось 2,2–2,1 млрд лет назад. Теперь стало ясно, что как минимум 2,45 млрд, а возможно, и 2,7 млрд лет назад, оно уже шло.

Кауфман считает, что работа Дуткивитц либо отодвигает глобальное окисление назад на 2,45 млрд лет, либо означает, что никакого глобального окисления не было вообще. Вполне возможно, что на протяжении нескольких сотен миллионов лет происходили осцилляции уровня кислорода в атмосфере.

Обогащение атмосферы кислородом выжигало в ней метан, который, как известно, — мощный парниковый газ. Поэтому колебаниями уровня содержания кислорода в атмосфере древней Земли можно объяснить наступление нескольких ледниковых периодов, известных между 2,2 и 2,4 млрд лет назад.

Изучение столь ранних сроков жизни нашей планеты всегда очень затруднено, так как бурная геологическая и биологическая жизнь планеты быстро стирает очевидные следы. Поэтому ценность достоверных результатов в этой области весьма высока. Так, очень высоко оценили коллеги работу российских ученых из Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского во главе с доктором химических наук Юрием Костицыным, которые смогли осуществить первый экспериментальный анализ времени формирования ядра Земли. А не так давно в Австралии местные ученые обнаружили древнейшие существа на Земле, а точнее, продукты их жизнедеятельности. Возраст найденных строматолитов, которые образуются только в результате жизнедеятельности колоний водорослей, — 3,5 млрд лет.