Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Из греков в новгородцы

Новгородскую церковь на Волотовом поле строили греческие корабелы

Как доказали петербургские ученые, новгородский храм на Волотовом поле построили греческие моряки. Это стало понятным после анализа граффити, сделанного на кирпиче храма.

Анализ граффити, обнаруженного в восстановленной недавно церкви Успения на Волотовом поле, показал, что в строительстве храма принимал участие византийский мореплаватель. Кирпич с граффити нашел 19 июля 2002 года реставратор Александр Федоренко

Эксперты оценили находку как «действительно сенсационную».

На кирпиче прочерчены силуэт парусно-весельного корабля, три мужские фигуры, а также три буквы. Рисунок прочертили по сырой глине кирпича, и затем обожженный кирпич заложили в храм. Таким образом, адресатом послания являлся исключительно Всевышний, глазам которого открыто все.


Санкт-Петербургский историк, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры, доктор исторических наук Александр Мусин сообщил РИА «Новости» свое видение смысла найденного граффити. Он произвел сравнительный анализ обнаруженного в Великом Новгороде граффити с античными и средневековыми изображениями кораблей, которые ранее были найдены в храмах в странах средиземноморского региона, от Испании до Кавказа, а также с западноевропейскими рисунками, найденными в странах Балтийского, Баренцева, Белого и Северного морей.

Главным образом эти рисунки являлись своего рода молитвами о спасении.

Моряки оставляли их на стенах святилищ либо перед выходом в море, либо после возвращения из похода как символ надежды на благополучный исход их путешествий или как знак благодарности за избавление от бедствий.

По мнению исследователя, этот не имеющий параллелей в Древней Руси рисунок выполнил выходец из региона, для которого была характерна эта античная культурная традиция. «Попав в Великий Новгород водным путем и избежав погибели, автор или авторы рисунка совершили приношение по обету так, как они были приучены у себя на родине», — считает ученый.

Как предполагает автор, три буквы граффити — это первые буквы слова «Иоаннес», имени моряка. Таким образом, Мусин считает: можно считать доказанным, что в строительстве храма принимали участие греческие мастера, приплывшие в Новгород морем.

Надо отметить, что сюжет мореплавания является традиционным для Новгорода. Так, один из самых почитаемых в городе святых, Антоний Римлянин (вполне реальный исторический персонаж, от которого даже сохранились автографы), по легенде, прибыл в Новгород из Рима по морю на камне.

Граффити на стенах храмов и берестяные грамоты — это бесценный источник знаний о быте наших предков, сведения о котором не попали на страницы летописей и церковных сочинений.

Среди таких текстов встречаются действительно уникальные записи. Так, среди граффити на стенах Софийского собора можно встретить и запись о смерти Ярослава Мудрого (она позволила уточнить дату смерти князя), и автограф былинного Ставра Годиновича, и упражнения в азбуке, и рисунки. Чаще всего надписи делались для того, чтобы отметиться в святом месте, и, как правило, начинались текстом «Господи, помилуй раба своего…». А заказчик церкви Спаса на Берестове киевский князь Всеволод простодушно написал у входа в храм: «Всеволожа». То есть «мое».

Берестяные же грамоты однажды были очень удачно названы берестяными SMS-ками.

Распространенность бытовых записок говорит о широкой грамотности людей в те времена. С берестяных полосок до нас дошла живая речь, не связанная шаблонами церковных или летописных текстов. Тут и деловые расчеты, и любовные послания, и судебные иски, и разведдонесения.

Берестяные грамоты позволили даже установить, что в Великом Новгороде говорили на особом, древненовгородском диалекте, и сделать смелые выводы об особом происхождении славянского племени, основавшего Новгород.

При этом интересно, что культура граффити напрямую связана с берестяными грамотами. Как только в употребление вошла бумага, исчезли граффити. Дело в том, что у новгородца на поясе всегда висело писало, которым процарапывались надписи на бересте. Как только писала вышли из употребления, стало нечем и ковырять фрески в храмах.

Загрузка