Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

От Европы до Ирана: кто и зачем ведет диалог с «Талибаном*»

Какие страны контактировали с талибами* и о чем они договорились

Россия — далеко не единственная страна, которая ведет диалог с представителями террористической группировки «Талибан»*. Эксперты рассказали «Газете.Ru», почему к переговорам с талибами готовы почти все — от иранских фундаменталистов и американских ястребов до китайской Компартии.

Директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар заявил «Газете.Ru», что достаточно много государств прямо или косвенно взаимодействуют с группировкой «Талибан (организация запрещена в России)» в рамках урегулирования афганской ситуации. Незадолго до состоявшегося накануне визита в Москву делегация талибов посещала Иран, а до этого совершила ряд поездок в Пакистан.

«Кроме того, талибы несколько раз были в Пекине, а с американцами у них в результате длительных переговоров подписано мирное соглашение. То есть многие страны ведут переговоры с «Талибаном». Что касается их интересов, то странам региона выгодна стабильность в Афганистане. Все это декларируют и понимают, что достижение мира в республике ввиду множества факторов — это вопрос ближайших месяцев», — добавил эксперт.

В долгосрочной перспективе всех беспокоит мир и стабильность в Афганистане, чтобы оттуда не исходила угроза, пояснил Нессар.

По большому счету многим странам все равно, какая власть будет в Афганистане.

«Однако на краткосрочную перспективу цели и задачи заинтересованных государств могут отличаться. Многие государства на факте переговоров зарабатывают какие-то имиджевые и дипломатические очки, так что их действия вполне нормальны и понятны», — подчеркнул эксперт.

«Западная цель»

Одним из ключевых игроков в афганском урегулировании со стороны Запада традиционно выступают США. Взаимодействие американцев с талибами — давно уже не сенсация, учитывая, что сам диалог стартовал еще в 2000-х годах, а в 2020-м привел к заключению мирного соглашения с «Талибаном» и началу вывода сил США с территории Афганистана.

Однако, как заявил заместитель директора Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, нельзя исключать наличие контактов с талибами и у ряда европейских государств, потому что войска западноевропейских стран также присутствуют в Афганистане.

«Страны Западной Европы вместе с США выводят свои силы из Афганистана и заинтересованы в политическом урегулировании внутри страны, которое могло бы положить конец гражданской войне. При этом они не заинтересованы в перманентном хаосе, войне всех против всех и полном приходе к власти талибов путем победы в гражданской войне. И для того, чтобы обеспечить некий шанс на политическое урегулирование, западноевропейским странам необходимо вести переговоры с талибами, и, вероятно, они идут», — указал эксперт.

По словам Суслова, для Запада важно добиться, чтобы «Талибан» взял на себя обязательства по борьбе с террористическими организациями в стране, в том числе с «Исламским государством (организация запрещена в России)» и «Аль-Каидой (организация запрещена в России)».

«Требование того, чтобы талибы отмежевались от других радикальных транснациональных группировок, изначально было одним из главных для западных стран. Именно об этом в свое время с «Талибаном» пытались говорить представители администрации президента США Барака Обамы в 2008-2009 годы — когда Вашингтон впервые начал вести переговоры с талибами. Ну и третья цель западных стран в том, чтобы талибы позволили им вывести свои войска из Афганистана. То есть чтобы «Талибан» не совершал вооруженные нападения на западные контингенты в процессе ухода из республики», — подчеркнул эксперт.

«Китайская стратегия»

Для Китая Афганистан важен с точки зрения инфраструктуры, которую он там возводит. Как заявил врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов, КНР уже много лет назад задумала открыть транспортный коридор Пекин-Пакистан-Афганистан в рамках инициативы «Один пояс — один путь».

«Коридор позволил бы Пекину как минимум установить свой транспортный контроль в этом регионе, и сейчас появилась возможность договориться хотя бы с Афганистаном. Но возник целый ряд трудностей, в том числе постоянно меняющаяся позиция Пакистана и нестабильность в Афганистане. Пока американцы стояли на афганской территории, у КНР не было сильных позиций для ведения переговоров в этом регионе, но теперь они уходят и эта возможность возникает. То есть Пекин получает возможность играть какую-то ключевую роль в этом регионе», — уточнил эксперт.

Интересы Пекина в данном случае не ограничиваются инфраструктурными проектами, продолжил Маслов, также КНР крайне волнует ситуация с исламом в Афганистане, учитывая, что страна граничит с китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

«КНР должна полностью убедиться в том, что как минимум со стороны Афганистана не будут проникать никакие сепаратистские настроения, что не будет взаимодействия между «Талибаном» и радикально настроенными уйгурами. Кроме того, Пекин довольно жестко борется против любого наркотрафика и причем как против самих наркотиков, так и прекурсоров, которые могут поставляться в Афганистан и из него», — подчеркнул эксперт.

«Индийская нетерпимость»

Если Китай готов идти на прямые контакты с «Талибаном» ради стабилизации ситуации в Афганистане, то Индия участвует в переговорах лишь косвенно, зачастую в числе посредников на расширенных встречах по афганскому урегулированию. Как отметил профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Лунев, Нью-Дели вообще не признает эту группировку.

«Главный интерес индийской стороны — это обеспечение стабильности в Афганистане и недопущение распространения исламского радикализма. Индия болезненно относится к переговорам, которые с «Талибаном» ведут другие государства. К примеру, Нью-Дели болезненно реагирует на диалог между Москвой и талибами. 25 лет назад Индия выступила против «Талибана», когда она и Россия были фактически двумя единственными странами, которые пытались как-то помешать распространению талибов по Афганистану. Вот у Индии стабильно такой подход», — рассказал эксперт.

Впрочем, ряд западных СМИ, в том числе Foreign Policy, уже несколько лет не исключают того, что индийская сторона может вести неофициальные переговоры с талибами на фоне вывода сил США из региона. Официального подтверждения этой информации до сих пор нет. Однако 8 июля визит главы МИД Индии Субраманиян Джайшанкар в Москву неожиданно совпал с приездом делегации «Талибана» в столицу России.

«Пакистанский план»

Пока Индия официально отказывается от взаимодействия с талибами, ее соседи в лице Пакистана диалог с «Талибаном» поддерживают уже достаточно продолжительное время — в конце прошлого века он был одним из трех государств, признавших режим талибов в Афганистане.

Как заявил доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский, есть точка зрения, что талибы — лишь орудие межведомственной разведки Пакистана, которая якобы поспособствовала созданию движения в 90-е годы прошлого века.

«До поры до времени талибы были проводником интересов Пакистана. Теперь по инерции считается, что Пакистан из всех стран, которые задействованы в афганской ситуации, едва ли не больше других имеет влияние на талибов. Поэтому в известной степени в интересах Пакистана приход к власти талибов в Афганистане, поскольку другие фракции внутри страны относятся к Пакистану достаточно настороженно», — пояснил эксперт.

Однако, вероятно, талибов не стоит считать инструментом в руках Пакистана, все же это довольно самостоятельная организация, продолжил Волхонский, но на сегодняшний день «Талибан», наверное, единственная сила, способная обеспечить стабильность в Афганистане.

«Какая это будет стабильность и чем она будет обеспечена, в том числе какой степенью насилия — это другой вопрос. Тем не менее для Пакистана обеспечение стабильности крайне важно из-за проекта газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), о котором говорится с конца 90-х годов прошлого века. Пока его реализация далека, а Пакистану очень важно получить доступ к центральноазиатским энергоресурсам, что просто невозможно без стабильности внутри Афганистана. Поэтому пакистанский интерес тут заключается в том, чтобы иметь зависимое от него и более-менее стабильное афганское государство», — рассуждает эксперт.

«Иранские опасения»

Пока в Пакистане отчасти поддерживают сценарий захвата Афганистана со стороны талибов, в Иране наблюдается несколько иная ситуация. С точки зрения востоковеда-политолога Елены Супониной, Иран ведет переговоры с «Талибаном», потому что, как и другие страны, обеспокоен нестабильностью в регионе.

«Иранцев очень сильно беспокоит наркотрафик с афганской территории. Конечно, их также волнует угроза терроризма со стороны Афганистана. Кроме того, для Ирана важно региональное соперничество за влияние и контроль за транспортными путями. Некоторые из транспортных путей, выгодных Ирану, могли бы пролегать через Афганистан, если бы там стало безопасно», — резюмировала эксперт.

По факту интересы всех стран задействованных в процессе афганского урегулирования и взаимодействию как с талибами, так и с правительством Афганистана объединяет один пункт — обеспечение стабильности в стране. Все стороны продвигают процесс политического урегулирования, пытаясь не допустить полномасштабной гражданской войны на территории республики.

Новости и материалы
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Все новости