Пенсионный советник

Русский Пулитцер за беженцев

Российский фотограф стал лауреатом 100-й Пулитцеровской премии

Игорь Крючков 19.04.2016, 11:28
Фотограф Сергей Пономарев Владимир Федоренко/РИА «Новости»
Фотограф Сергей Пономарев

В США объявлены лауреаты Пулитцеровской премии, самой престижной в журналистской среде. Одним из ее лауреатов стал российский фотограф Сергей Пономарев, награжденный за серию фотографий о беженцах. Миграционный кризис в ЕС стал единственной темой мирового масштаба, которую отметило жюри премии. Освещение украинского кризиса до сих пор не привлекает внимание американских экспертов по журналистике.

Российский фотожурналист Сергей Пономарев, работающий на The New York Times, стал лауреатом юбилейной Пулитцеровской премии. Он был номинирован в категории «Новостная фотография» за серию снимков беженцев из стран Ближнего Востока, пытающихся добраться до Европы в поисках лучшей жизни. В феврале 2016-го Пономарев за ту же серию фотографий был удостоен еще одной влиятельной журналистской премии — World Press Photo.

Как заявил сам Пономарев телеканалу «Дождь» после объявления победителей, он сам «до сих пор не может в это поверить».

В других номинациях победили агентство Associated Press (за расследование о рабском труде в сетях американских супермаркетов и ресторанов), газеты Los Angeles Times (за освещение массового убийства в калифорнийском Сан-Бернардино), The Washington Post (за расследование о людях, погибших от рук полицейских при исполнении), The New York Times (за историю изнасилованной женщины в Афганистане), а также другие локальные и федеральные американские СМИ.

Вне рамок журналистских категорий Пулитцеровская премия была присуждена сборнику стихов Питера Балакиэна «Озоновый журнал», роману Вьет Танга Нгуена «Сочувствующий», а также музыкальному альбому «In For a Penny, In For a Pound» проекта Zooid Генри Трэдгилла.

Нынешняя церемония награждения — сотая по счету. Сама премия была основана согласно завещанию издателя-миллионера Джозефа Пулитцера, который хотел создать организацию, которая поддерживала бы развитие качественной журналистики.

Первое награждение состоялось в 1917 году в Колумбийском университете. Здесь же были объявлены победители и текущего года.

Незаметная «война пропаганд»

Пулитцеровская премия остается прежде всего премией американской, с упором на внутренние проблемы США. Ни в этот раз, ни в предыдущие не было присуждено ни одной награды за освещение событий на Украине, конфликт, который изменил расклад сил в Европе, и до сих пор является дестабилизирующим фактором мирового масштаба, влияющим в том числе на США. Именно после украинского конфликта миллионы людей, вне зависимости от их взглядов на проблему, заговорили о «войне пропаганды», потеряли доверие к СМИ и начали искать за каждым сообщением политическую подоплеку.

В 2014 году, когда начался украинский кризис, Пулитцеровская премия была сосредоточена в первую очередь на освещении событий предыдущего года. Особое внимание жюри обратило на теракт на марафоне в Бостоне, совершенный братьями Тамерланом и Джохаром Царнаевыми, иммигрировавшими в США из России. За освещение этого события были присуждены премии по двум номинациям, включая фоторепортаж.

В 2015 году тем не менее репортажи с Украины также не обратили на себя внимание Пулитцеровского жюри. Премия была присуждена за освещение двух неамериканских событий: распространение геморрагической лихорадки Эбола в Африке, а также гонения на мусульманское меньшинство в Мьянме.

Работа Сергея Пономарева о трудностях мигрантов
Работа Сергея Пономарева о трудностях мигрантов

«Потребление новостей в мире постоянно меняется, и я не знаю, ускорил ли украинский конфликт изменения в восприятии СМИ, — рассказал «Газете.Ru» Майк Прайд, администратор и член жюри нынешней Пулитцеровской премии. — С моей точки зрения, большинство крупных американских СМИ сделали все от них зависящее, чтобы прояснить, что происходит на Украине, и рассказать об этом открыто и правдиво».

Деньги и интернет

Впрочем, главная задача Пулитцеровской премии — не следить за наиболее актуальными темами современности, а оценивать качество журналистской работы и отмечать изменения, которые определяют будущее журналистики.

По словам Прайда, самые большие возможности и одновременно опасность для СМИ несут в себе интернет и онлайн-технологии.

«Сегодня в сегменте электронных СМИ появляется слишком много материалов, авторы которых недостаточно информированы, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Здесь появляется слишком мало хороших репортажей и слишком мало хороших журналистских идей. Но с другой стороны, благодаря интернету каждая история может рассказываться под беспрецедентно широким разнообразием точек зрения».

Еще один вызов для качественной журналистики — это тяжелая экономическая ситуация, считает Прайд. «Экономическая модель, на которой долгое время основывались газеты, развалилась в первые годы этого века. Пулитцеровская премия адаптировалась под эти изменения, сначала оценивая журналистику только в крупных информационных агентствах, позже — включив в сферу своей компетенции печатные и электронные СМИ», — рассказал член жюри Пулитцеровской премии.

«Найти достойную экономическую модель для поддержки отличной журналистской работы — важнейшая проблема для современного общества. В США до сих пор сохраняются сильные и независимые СМИ, мы можем судить об этом хотя бы по объявленным сегодня победителям. Но сохранить нынешнее положение вещей непросто при сегодняшнем экономическом климате», — считает Майк Прайд.