В понедельник Центральная избирательная комиссия провела свое первое совещание в новом составе. Как и ожидалось, председателем комиссии стала бывший уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова.
Еще до ее официального избрания новые коллеги экс-омбудсмена не скупились ей на похвалы. Член комиссии Борис Эбзеев заявил, что Памфилова беспартийна «в самом высоком смысле слова». «У нее есть способность объединять нас с вами, разных людей со своими симпатиями и антипатиями, во имя реализации важнейшего права граждан избирать и быть избранным», — говорит он.
Правозащитное прошлое Памфиловой, по мнению Эбзеева, было для нее «призванием души». Оратор также намекнул, что новый председатель ЦИК знает все «тайны нашей политической системы», но при этом предана идее защиты прав человека.
Не преминул высказаться и член ЦИК Евгений Колюшин, отметив, что главная проблема, стоящая перед комиссией, — это укрепление доверия к избирательному процессу, без которого власть нелегитимна. «Чтобы решить эту задачу, надо обладать и государственной мудростью, и свойствами правозащитника. А Элла Александровна сочетает в себе качества и государственника, и народного заступника», — не скупился на похвалы Колюшин.
Казалось, что выборы Памфиловой пройдут на безальтернативной основе, но внезапно еще один член комиссии, Сергей Сироткин, решил самолично выдвинуться в оппоненты Памфиловой, напомнив о своей принадлежности к ЛДПР, «старейшей партии в России». «Главное не организовать и провести выборы, а чтобы они были восприняты и приняты обществом», — обратился к залу Сироткин, добавив, что принадлежность председателя комиссии к «оппозиционной» ЛДПР как раз и будет способствовать повышению доверия граждан к результатам выборов.
Однако членам комиссии этот тезис показался неубедительным. Из 15 голосов Памфилова получила 14, а Сироткин всего 1. Поэтому либерал-демократ, сам того не желая, стал всего лишь техническим кандидатом и не обеспечил выборам главы ЦИК реальную конкурентность.
Само голосование проходило по всем правилам выборов — со стеклянной опечатанной урной и погашенными лишними бюллетенями. В итоге такого рода выборы даже вызвали раздражение Владимира Жириновского, присутствующего на заседании. «Ну что, трудно было поддержать другим партиям, коммунистам, «Справедливой России» Сироткина? — возмущался лидер ЛДПР. — Было бы у него пять, а у Эллы Александровны 10. Ничего страшного бы не случилось. Она бы победила, но была бы конкуренция. А 14 против одного — это профанация, а не выборы».
Прошелся главный либерал-демократ и по другим членам комиссии: вспомнил, к примеру, что Александр Клюкин был депутатом Госдумы от фракции ЛДПР, а после выборов сменил ее на «Единую Россию». Член ЦИК с возмущением напомнил, что он избирался одномандатником и его «приход в ЛДПР был честью для партии». «А мы что, звали вас? Вы пришли по указанию одного товарища. Есть известный авторитет!» — парировал Жириновский, обращаясь к Клюкину. Но Памфилова мягко прервала разгорающийся скандал, поблагодарив за выступление.
Впрочем у представителей других парламентских партий результат выборов председателя отторжения не вызвал.
Руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев сказал, что произошедшее — это образец того, как должны проходить выборы. Оказалось, единоросс имел в виду не результат выборов, а сам их процесс.
«Хотелось бы быстрее. Но не получается быстрее считать голоса честно, объективно, прозрачно, — объяснил Васильев. — Надо делать так, как было сделано сегодня. Предоставлять слово каждому, выслушивать мнение каждого. Когда присутствуют наблюдатели и СМИ и ни у кого не возникает никаких вопросов».
Главный коммунист страны Геннадий Зюганов воспользовался своим выступлением, чтобы напомнить о кризисе в стране, в результате которого Россия по итогам прошлого года по развитию опережает только Украину, где «правят бандеровцы».
Также Зюганов поблагодарил Памфилову, что она не побоялась открыто сказать Путину, что многие люди в стране испытывают большие трудности.
Председатель «Справедливой России» Сергей Миронов выразил надежду, что на выборах не случится повторения 2011 года, когда результаты выборов вызвали массовые демонстрации и протесты.
Сама Памфилова заявила, что будет рассматривать себя в качестве председателя как «первую среди равных». «Многое будем менять кардинально, вот это я вам обещаю», — многообещающе добавила преемница Чурова, заявив, что теперь ЦИК будет не «просто механическим исполнителем законов», но и займется анализом законодательства, чтобы предлагать в него изменения в интересах избирателей.
Помимо Памфиловой ЦИК голосовал за ее заместителя и секретаря комиссии. Секретарем стала Майя Гришина. Здесь не было даже видимой альтернативности. Новый член ЦИК Николай Левичев, в прошлом вице-спикер Госдумы от «Справедливой России», выдвинул на эту должность Бориса Эбзеева, но тот взял самоотвод.
Заместителем Памфиловой стал бывший сенатор, а до этого видный депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Николай Булаев. Хотя здесь все же небольшая интрига была. Дело в том, что при Владимире Чурове у председателя комиссии было два заместителя, хотя это и не соответствовало федеральному законодательству. По словам Эбзеева, это была «вредная традиция».
«Получается, что в течение многих лет ЦИК работал с нарушением закона», — удивился Николай Левичев, поинтересовавшись, поднимался ли этот вопрос раньше. Однако вопрос так и остался без ответа, да и сам Левичев объяснил «Газете.Ru», что в дальнейшем не будет поднимать этот вопрос.