Митинг оппозиции в Москве назначен на 20 сентября в московском районе Марьино на улице Перерва. Начало — в 17.00. Акция согласована с мэрией Москвы. Правда, в шествии оппозиции отказали, уточнил «Газете.Ru» один из авторов заявки член центрального совета Партии прогресса Николай Ляскин.
Впервые митинг анонсировал Алексей Навальный 3 сентября у себя в блоге. Главной темой протестной акции он назвал критику «рокировочки»: 24 сентября 2011 года стало известно, что Владимир Путин пойдет на третий президентский срок, а Дмитрий Медведев отказывается выставлять свою кандидатуру на выборах. В списке требований: допуск оппозиции на выборы, прекращение войны в Донбассе, отмена цензуры, освобождение политзаключенных и борьба с коррупцией.
«И социальная, и политическая, и экономическая, и культурная, и эстетическая повестка упирается в то, что люди во многих ветвях власти, в том числе и высшей, забронзовели до уровня памятников», — говорит «Газете.Ru» Ляскин.
Несмотря на то что первым об акции рассказал Навальный, глава «Яблока» Сергей Митрохин и лидер «Гражданской инициативы» Андрей Нечаев предположили в разговоре с «Газетой.Ru», что организатор акции — Комитет протестных действий. В свою очередь один из лидеров КПД, главред «Ежедневного журнала» Александр Рыклин указал на то, что акция является «исключительно инициативой Алексея Навального». Повестку митинга, как и Нечаев, он поддержал.
«Это была личная инициатива Навального, с (председателем партии ПАРНАС Михаилом) Касьяновым и ни с кем из других лидеров оппозиции он не согласовывал», — подтверждает «Газете.Ru» источник в оппозиции.
Михаил Касьянов сказал «Газете.Ru», что ПАРНАС хоть и не участвовал в организации акции, но с ее лозунгами солидарен и активисты партии пойдут на митинг в Марьино.
С властями соратники Навального также согласовывали митинг с трудом. 7 сентября глава московского отделения незарегистрированной Партии прогресса Николай Ляскин сообщил о подаче в столичную мэрию уведомления о проведении 20 сентября акции за сменяемость власти. Организаторы требовали согласовать шествие по бульварам от станции метро «Пушкинская» до проспекта Сахарова, где и надеялись провести митинг.
10 сентября мэрия отказала из-за «больших мероприятий в центре города» и предложила оппозиции перенести митинг из центра в Марьино. Заявленная численность акции – 40 тыс. человек. На момент подготовки материала 6,8 тыс. человек подтвердили участие в группе акции в фейсбуке, еще 21 тыс. были приглашены.
«Мэрия не согласовывает нам установку сцены, сейчас ведем переговоры, но думаю, что здесь все будет хорошо», — говорит Ляскин.
Как и в прошлый митинг в Марьино, периферийность площадки вызвала дискуссию в оппозиции. Часть протестной публики сомневается в необходимости идти «в выделенный мэрией загон на окраине» после нескольких лет проведения акций в центре.
Из-за площадки и центрального лозунга о «рокировочке» на акцию отказалось идти «Яблоко», сказал «Газете.Ru» председатель партии Сергей Митрохин. Вместо митинга в Марьино «яблочники» готовы провести серию одиночных пикетов в центре столицы. «Мы в Марьино не пойдем, это просто унизительно — гонять массу людей на периферию. И это чушь собачья — выдвигать лозунги за сменяемость власти после прошедших выборов, где, например, у нашей партии прошло несколько списков. Наша партия прекращает ходить на стадные тусовки», — заявил Митрохин.
«Если цель — собрать ядро митингующих из 5–20 тыс. человек, которые ходили на все митинги в прошлые годы, то лозунг Навального актуален, — считает ведущий социолог Левада-центра Денис Волков. — Сейчас не время для массовых митингов, рейтинги власти высокие, но чтобы не дать сторонникам заскучать и поддержать машину протеста по выводу людей на улицы — акция может быть полезна», — рассуждает социолог.
По его словам, москвичей больше волнуют экономические проблемы и острые вопросы — например, уничтожение санкционной еды, но их нельзя поднимать на трибуну без определенной подготовки, считает Волков. Подобной риторики люди ждут от коммунистов, но заявить социально-экономическую тему либеральной оппозиции и Алексею Навальному сложнее. «Людям нужно поверить, что это «по чесноку», а не разовое обращение к проблеме».