Дюжина «Виргиний» на одного «Ясеня»

Подводная лодка «Джон Уорнер» зачислена в состав ВМФ США

Американский флот пополнился новейшей атомной лодкой проекта «Виргиния», получившей имя «Джон Уорнер». Лодка должна стать основной субмариной ВМФ США, всего их теперь 12. Российский аналог пока существует в единственном экземпляре.

ВМС США зачислили в свой состав подводную лодку «Джон Уорнер» проекта «Виргиния». Церемония ввода в строй подводной лодки состоялась на военно-морской базе «Норфолк» — главной базе американского флота в Атлантическом океане. С вводом в строй «Джона Уорнера» группировка американских подводных лодок проекта «Виргиния» увеличилась до 12. Эта атомная субмарина будет базовой подводной лодкой ВМС США и должна заменить постепенно выводимые из строя лодки проекта «Лос-Анджелес». Всего планируется построить 30 подводных лодок класса «Виргиния».

«Джон Уорнер» — первая лодка проекта «Виргиния», которой будет присвоено личное имя (предыдущие лодки получали названия в честь штатов). Она названа в честь адмирала Джона Уорнера (1927 г.р.) — командующего американским флотом в 1972–74 годах и многолетнего сенатора от штата Виргиния (1979–2009), трижды возглавлявшего комитет по вооруженным силам сената США (помимо своих заслуг в военной и политической сферах Джон Уорнер известен и тем, что был шестым мужем Элизабет Тейлор — они заключили брак в 1976 году и развелись в 1982-м).

«Виргиния» — один из наиболее современных видов подводных лодок в ВМФ США. Ее водоизмещение составляет 7800 тонн, предельная глубина погружения — 488 метров.

Одной из особенностей лодки считается отказ от традиционного оптического перископа в пользу так называемой фотонной мачты — особого электронного устройства, работающего по принципу цифровой камеры и посылающего полученные изображения на командный пункт.

Применение этого устройства среди прочего позволяет освободить дополнительное пространство, занятое на лодках механической телескопической трубой перископа. По мере постройки новых лодок в ее оборудование вносятся усовершенствования. В частности, третья серия лодок «Виргиния», в рамках которой построен «Джон Уорнер», оборудована новым устройством для запуска ракет «Томагавк» — если на прошлых сериях было установлено 12 отдельных пусковых установок, то на «Джоне Уорнере» применен принцип двух модульных пусковых установок, рассчитанных на шесть ракет каждая. Впервые подобный принцип был применен при модернизации старых американских подводных лодок класса «Огайо».

Помимо экономии пространства новые модули также позволяют в будущем с меньшими сложностями вооружить субмарину новыми поколениями крылатых ракет.

Предполагается также, что модули будут использоваться для запуска новых беспилотных подводных аппаратов, которые американские вооруженные силы в будущем планируют достаточно интенсивно использовать по аналогии с воздушными дронами.

Аналогом «Виргинии» в Военно-морском флоте России считаются подводные лодки проекта «Ясень». По некоторым показателям они превосходит «Виргинию» — в частности, предельная глубина погружения лодки составляет 600 метров (начиная с советских времен из-за многолетних проблем со снижением уровня шума советские конструкторы пытались преодолеть имеющиеся недостатки, работая над скоростью, маневренностью и глубиной погружения лодок, поэтому по данным показателям у отечественной конструкторской школы имеются серьезные наработки). Кроме того, на лодке установлены 32 крылатые ракеты «Оникс», способные в отличие от «Томагавков» поражать не только береговые, но и надводные цели. Главная проблема заключается в том, что в российском ВМФ имеется всего одна лодка такого класса — это строившаяся с 1993 года АПЛ «Северодвинск», спущенная со стапелей в 2011 году и зачисленная в строй в 2014 году.

«Сравнивать лодки полноценно можно только в бою, — поясняет эксперт Центра анализа стратегий и технологий Александр Храмчихин. — А в бою ни «Виргинии», ни «Ясени» не участвовали и не уверен, что будут.

Главная характеристика — что у американцев таких лодок много, а у нас одна.

Причем сколько их будет, тоже неизвестно. Говорилось о восьми подводных лодках, сейчас уже о семи, и не уверен, что план не будет вновь пересмотрен в сторону уменьшения».

Независимый военный эксперт Прохор Тебин обращает внимание на то, что некоторые превосходящие американский аналог характеристики «Ясеня» объясняются тем, что изначально она строилась в качестве ответа на другой чрезвычайно амбициозный проект американской оборонной промышленности — подводные лодки «Сивулф», которые начали вводиться в строй в 1980-е годы. Эти лодки способны нести до 50 крылатых ракет. Однако проект изначально казался чрезвычайно дорогим (стоимость лодок составляла от $4 млрд до $5 млрд), поэтому вскоре после окончания «холодной войны» проект заморозили, достроив последнюю лодку в 1998 году (всего в ВМФ США сейчас три «Сивулфа»).

«Проект «Виргиния» стал удешевленной версией «Сивулфа», — поясняет Тебин. — Конструкторы внесли туда специально разнообразные решения, снижающие стоимость, — тот же отказ от перископа также стал такой мерой. Они убрали дублирующий механический телескоп, который мог бы быть полезен, если электронный выйдет из строя. В результате у «Ясеня» наряду с некоторыми преимуществами есть один недостаток — его цена (по открытым данным, она стоила 47 млрд руб., но эксперты утверждают, что реальная стоимость гораздо выше. — «Газета.Ru»). Такая, при которой запуск его в массовую серию представляет серьезную проблему».