Малайзия хочет трибунала по Boeing, Россия — против

Малайзия предлагает Совбезу ООН создать трибунал по расследованию крушения Boeing

,
Малайзия внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции по созданию трибунала по расследованию крушения пассажирского Boeing. Итоги международного расследования опубликуют этой осенью. Российские дипломаты, ранее критически отзывавшиеся о его промежуточных результатах, назвали идею создания трибунала «преждевременной и нелогичной».

В заявлении, распространенном малайзийскими властями, говорится, что они призывают Совбез ООН создать трибунал «с единственной целью — добиться судебного преследования тех, кто несет ответственность за преступление, связанное со сбитым самолетом авиакомпании Malaysia Airlines, совершавшим рейс MH17 17 июля 2014 года».

Ранее с инициативой создания международного трибунала выступили в конце июня власти Нидерландов. Премьер-министр этой страны Марк Рютте заявил, что «трибунал ООН является лучшим вариантом наказания виновных в катастрофе МН17, так как это лучший шанс предать их суду». Тогда Малайзия поддержала инициативу голландцев и пообещала внести соответствующую резолюцию в Совбез.

В российском МИДе называли идею создания международного трибунала по расследованию крушения «Боинг» «преждевременной и нелогичной».

«Нас вообще в принципе не устраивает эта идея по нескольким обстоятельствам. Во-первых, расследование еще продолжается, никаких выводов окончательно не сделано. Нидерланды представили промежуточный вариант этого доклада — это еще не конец истории. Они и сами признают, что окончательно смогут довести расследование и представить доклад только к концу года», — заявил замглавы МИД России Геннадий Гатилов.

Дипломат отметил, что «во всех других аналогичных ситуациях никаких трибуналов не создавалось», кроме того, «создание трибунала — трудоемкое и долговременное дело».

В конце июля исполняется год со дня трагедии — в результате крушения погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Большинство из них были гражданами Нидерландов. Власти королевства организовали расследование трагедии, которая проводится под патронатом Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Результаты расследования должны быть обнародованы осенью. Пока страны, представители которых входят в комиссию по расследованию, получили черновые копии доклада. В ранее опубликованном заявлении Совета безопасности Нидерландов говорится, что у стран — участниц расследования есть 60 дней, чтобы прокомментировать доклад и подготовить свои замечания и комментарии, после этого будет подготовлена окончательная версия. Россия уже выражала недовольство промежуточными выводами доклада и обещала внести свои уточнения.

В октябре прошлого года был опубликован предварительный доклад голландцев о крушении самолета. В нем говорилось, что причиной крушения самолета стало «попадание большого количества высокозаряженных частиц, которые, по всей видимости, привели к тому, что самолет распался на части в воздухе».

Основная рассматриваемая версия причин крушения самолета: он был подбит с земли из зенитно-ракетного комплекса «Бук», который мог принадлежать одной из сторон конфликта в Донбассе. Представители оружейного концерна «Алмаз-Антей», который производит установку «Бук», заявили, что провели собственное расследование произошедшего и считают, что самолет был сбит ракетой 9М38М1 из комплекса «БукМ1», находящегося на вооружении ВС Украины. В докладе не объясняется, зачем украинцам было использовать «Буки» при полном отсутствии у ополченцев из ДНР и ЛНР авиации.

Перед уничтожением лайнера СМИ распространялась новость об уничтожении украинского военного транспортника в этом же секторе, позже на многих сайтах новость была удалена. Об этом же сообщали в своих социальных сетях ополченцы. Когда стало очевидно, что рухнул именно пассажирский самолет, сообщения о сбитом Ан-26 стали удалять из соцсетей ополченцев, а аккаунт ДНР в твиттере удалил пост от 29 июня о захваченном комплексе «Бук».

В ДНР и ЛНР продолжают утверждать, что катастрофа была украинской провокацией.

Так, глава Собвеза ДНР Александр Ходаковский в этом мае говорил «Газете.Ru», что Boeing мог быть сбит как украинским «Буком», так и украинскими истребителями.

В свою очередь посол США Джон Теффт в недавнем интервью изданию «Московский Комсомолец» заявил, что США «точно знают», кто сбил самолет: «И я думаю, что большинство стран мира тоже знает, кто сбил самолет. Но сейчас мы ждем окончания расследования, в рамках которого каждый аспект этой трагедии тщательно изучается. Посмотрим, каковы будут результаты». Ранее его предшественник на этом посту Майкл Макфол заявил, что самолет был сбит сепаратистами «по ошибке».