Яровая взялась за учебники

Ирина Яровая хочет ввести базовые школьные учебники по основным предметам

,
Ирина Яровая предлагает ввести базовые школьные учебники по математике, истории, русскому языку и литературе. Соответствующий законопроект депутат внесла в Госдуму во вторник. Парламентарий уверена, что реализация ее инициативы будет способствовать равенству прав обучающихся. Эксперт «Газеты.Ru» считает, что законопроект имеет популистский характер и может свести преподавание основных предметов к минимуму.

Глава комитета по безопасности Ирина Яровая («Единая Россия») совместно с председателем комитета по образованию и коллегой по фракции Вячеславом Никоновым внесли законопроект, предполагающий введение базовых учебников по математике, истории, русскому языку и литературе.

Согласно законопроекту учебники должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые тоже, в свою очередь, должны подвергнуться реформе.
«По факту федеральный государственный образовательный стандарт в настоящее время бессодержателен», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. На данный момент на основании требований ФГОСов составляется примерная образовательная программа, которая не носит обязательного характера.

«В отсутствие единого обязательного документа, устанавливающего базовое содержание учебных предметов, 52 тыс. российских школ создали 52 тыс. различных программ», — говорится в документе. По мнению Яровой, разработка ФГОСов должна входить исключительно в компетенцию Российской академии образования. Кроме того, они должны содержать программу образования, на основании которой и должны составляться базовые учебники.

«Базовая линейка учебников по учебным предметам «математика», «история России», «русский язык» и «литература» призвана обеспечить всем детям, независимо от социального статуса семьи и места жительства по всей России, общий гарантированный государством золотой стандарт образования», — считает депутат.

По мнению парламентария, обучение по базовым учебникам устранит существующую дискриминацию детей, а также неравенство в подготовке к сдаче ЕГЭ: «Учебники и программы обучения сегодня разного качества и содержания, а экзамен единый».

В законопроекте также прописывается требование, согласно которому ЕГЭ и критерии оценки экзаменационных работ должны разрабатываться в соответствии с ФГОСами для школ и учебниками базового уровня.

Инициатива Яровой находит поддержку среди депутатов от других фракций.

Зампредседателя комитета ГД по образованию Михаил Берулава (КПРФ) высказывается о законопроекте положительно. По его словам, принимать единый стандарт для учебников нужно, а их содержание все же останется дискуссионным вопросом.

Другой член комитета по образованию — Виктор Шудегов (СР) поддержал инициативу по «сохранению единого образовательного пространства»:

«Это пойдет только на укрепление России. Все начинается, как мы видим на Украине, с системы образования, когда они начинают промывать мозги и доказывать, что черное — это белое, и начинают менять историю. Учебники по основополагающим предметам должны быть едиными».

Учитель истории гимназии №1543 Алексей Кузнецов выступает против инициативы Яровой, которая, по его мнению, носит в первую очередь популистский характер. По его словам, введение базового уровня приведет к тому, что преподавание основных предметов сведется к минимуму. Кроме того, Кузнецов опасается, что идея парламентариев может обернуться отказом от вариативности учебников и программ, гарантируемой на сегодняшний момент законом «Об образовании».

«Совершенно ясно, что равенства в природе нет и, следовательно, люди имеют разные таланты и интересы, для чего и нужны разные уровни преподавания разных предметов. Также ясно, что совершенно справедливый принцип равенства возможностей не имеет ничего общего со сведением школьного образования к уровню церковноприходской школы», — заключает преподаватель с 26-летним стажем.

Сама Яровая утверждает, что предложенный подход не отменяет возможности дополнительных информационных источников, учебных пособий и справочников: «Они остаются общедоступными и открытыми».

Автор учебников и пособий по истории России педагог Леонид Кацва также высказывается против инициативы Яровой и Никонова: «Мне не нравится даже та степень единения, которую нам навязали с историко-культурным стандартом». По его мнению, у законопроекта чисто идеологические цели, но при этом он затронет и издательский бизнес в целом. «Пока еще не очень понятно, какое издательство от этого проекта выиграет, но, наверное, это будет «Просвещение» (одно из основных специализированных издательств учебной и научной литературы. — «Газета.Ru»)», — заключает педагог.

Стандарты в образовании естественны, скорее, для оценки работы преподавателя и учащегося, говорит замдиректора Центра политических технологий историк Алексей Макаркин. По его словам, проблемы могут начаться, если к этому добавляется идеологизация и попытка превратить школу в площадку для пропаганды.

«Если школьникам надо объяснять, что Россия самая великая страна, всегда была права и побеждала врагов, которые всегда неправы, то ничего хорошего из этого не получится. Уже два раза в нашей истории были дистиллированы учебники с точки зрения идеологии, их под микроскопом смотрели соответствующие министерства, чтобы там не было ничего патриотичного. Это был предреволюционный период и советский. Гимназисты, несмотря на эти учебники, участвовали в революции. Затем были советские учебники с затушевыванием действий Сталина, и это не спасло Советский Союз от распада.

Попытки внести в учебник одну верную, единственную идеологию заканчиваются тем, что школьники начинают искать альтернативную информацию, поскольку они склонны опровергать предлагаемые догматы», — говорит эксперт.