Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Голоса» Америки не слышны

Американские эксперты считают, что США проигрывают информационную войну

iStockPhoto
США проигрывают информационную войну России и радикальным исламистам. Такие выводы содержатся в докладе, посвященном деятельности совета управляющих по вопросам вещания, курирующего такие СМИ, как «Радио Свобода» и «Голос Америки». Члены совета отвергают обвинения в неэффективном менеджменте и уверяют, что проблема в недостатке финансирования, которое более чем в десять раз ниже, чем средства, выделяемые на пропаганду Москвой.

«Денег нет. Мы какой-то Лихтенштейн в сравнении со средствами, которые тратит на пропаганду Россия», — заявил агентству Reuters анонимный источник в американских дипломатических кругах, комментируя доклад, подготовленный бывшим членом совета управляющих по вопросам вещания США и директором «Радио Свобода» Эндерсом Вимбушем и экс-вице-президентом радио «Свободная Европа» Элизабет Портейл. В своих выводах они опирались на опрос более тридцати профессиональных дипломатов и внешнеполитических экспертов.

Авторы резонансного исследования констатируют, что Вашингтон проигрывает информационную войну, причем не только Москве, но и экстремистам ИГ (деятельность организации запрещена в России) и прочим своим противникам. В центре внимания деятельность совета управляющих по вопросам вещания США — правительственного агентства, созданного в 1999 году с официально декларируемой целью «доставлять качественные новости и комментарии значительной и стратегически важной зарубежной аудитории... и служить вызывающим доверие источником новостей и примером качественного, профессионального медиа в странах, где существует недостаток независимых СМИ».

Совет управляющих курирует работу таких известных СМИ, как «Радио Свобода» и радио «Свободная Европа», оставшихся современным правительственным пиарщикам в наследство от пропагандистов времен «холодной войны».

По мнению составителей доклада, которые сами работали в этих структурах, подотчетные совету управляющих СМИ не адекватны стоящим перед ними сегодня задачам.

«Антиамерикански настроенные конкуренты провоцируют информационную войну и выигрывают ее», — констатируют они. И проблему они видят в том, что службы, отвечающие за нацбезопасность США, не имеют достаточных рычагов влияния на «иновещание», в результате чего оно далеко не всегда разделяет логику и цели американской внешней политики.

Таким образом, смысл предложений сводится к тому, что финансируемые из бюджета СМИ должны более плотно работать с органами государственной власти.

Ранее пресс-секретарь комитета по международным делам палаты представителей конгресса США Эд Ройс высказывался в том же духе:

«Путинская пропаганда наносит один за другим удары по нашей стране, а наше иновещание недостаточно твердо в своей позиции. Это неприемлемо».

Самым большим вызовом со времен распада СССР авторы называют украинский кризис, информационное освещение которого американские СМИ, по их мнению, вчистую проиграли.

Между тем сами представители совета управляющих признают наличие проблем, но их источник видят несколько в ином, а именно в очевидной нехватке финансирования. По словам Джефа Тримбла, нынешнего замруководителя управления, Россия тратит на собственную пропаганду от $400 млн до $500 млн ежегодно, в то время как Вашингтон выделяет на эти цели не более $20 млн.

Со момента присоединения Крыма к России в феврале прошлого года совет управляющих учредил и расширил 24 программы, большей частью на русском языке, но для их полноценного финансирования он попросил у конгресса выделить дополнительные $15 млн. Среди собственных успехов чиновники от пиара называют также увеличение аудитории американских СМИ на Украине вдвое с 2012 года — до 7,5 млн человек.

Тем не менее республиканское большинство в конгрессе уверено, что проблема не столько в деньгах, сколько в некачественном менеджменте, в том числе в крайне сложной и непрозрачной структуре управления американскими медиа за рубежом: часть из них официально являются государственными, часть, напротив, остаются формально независимыми структурами, существующими на правительственные гранты. При этом все девять членов совета управляющих работают по совместительству, и еще в январе 2013 года Госдепартамент констатировал, что они манкируют своими обязанностями.

В январе нынешнего года председателем совета был назначен крупный медиаменеджер Эндрю Лак, ранее возглавлявший NBC News. Перед новым назначенцем была поставлена амбициозная задача — найти новые возможности для того, чтобы американские государственные СМИ более эффективно противостояли таким рупорами внешнеполитической пропаганды, как телеканал Russia Today и китайская телекомпания CCTV. Однако буквально несколько недель назад Лак вернулся обратно на NBC.

Между тем вопрос эффективности американских СМИ за рубежом поднимается далеко не в первый раз.

На этот факт обращала внимание еще в 2011 году тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она призналась, что США «проигрывают информационную войну» зарубежным каналам, вещающим на английском языке. Причем тогда Клинтон особенно выделила даже не Russia Today, а телеканал «Аль-Джазира», по лекалам которого во многом создавался российский телеканал.

В апреле прошлого года группа законодателей подготовила законопроект, который дает конгрессу больше возможностей влиять на редакционную политику «Голоса Америки» и «Радио Свобода», чтобы усилить ее влияние против мощностей китайских и российских телевизионных пропагандистов.

Согласно законопроекту правительственные радиостанции должны подавать новости «объективно», но и не забывать о необходимости «продвигать международную политику США». Авторитетный журнал Foreign Policy отмечает, что в таком случае радиостанции вовсе потеряют любую независимость и станут «средствами по донесению посланий Вашингтона».

Закон до сих пор не принят.