Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Россия прощается с Ketchum

Известное американское пиар-агентство прекращает работу на российские власти

Кремль отказался от услуг американского пиар-агентства Ketchum для продвижения имиджа России за рубежом. Москва объясняет решение невозможностью заниматься пиаром в условиях информационной войны. За девять лет работы с Россией Ketchum получила от Кремля, Белого дома и «Газпрома» контракты на десятки миллионов долларов. Среди наиболее громких успехов американских пиарщиков — информационное сопровождение Олимпиады в Сочи.

Об уходе Ketchum сообщило отраслевое издание PRWeek со ссылкой на заявление компании Omnicom Group: «Ketchum больше не представляет Российскую Федерацию в США и Европе, за исключением нашего офиса в Москве. Наш партнер в консорциуме, дочерняя компания Omnicom, GPlus, продолжает работу в соответствии с условиями контракта», — говорится в заявлении.

«Это связано с тем, что заказчики контракта испытывают определенную необходимость в мерах по экономии средств, — прокомментировал в четверг пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. — Кроме того, общая атмосфера в настоящий момент мало подвержена пиар- и коммуникационным усилиям в условиях реальной коммуникационной войны, которая имеет место», — отметил он.

Песков заявил, что Кремль ждет более комфортной атмосферы «для объективных суждений и восприятия истины». Пресс-секретарь Путина оценил сотрудничество с Ketchum в Кремле «высоко» и пообещал, что Россия продолжит работу по объективному представлению имиджа страны.

В Ketchum «Газете.Ru» назвали появившееся на сайте PRWeek заявление компании «вполне самодостаточным» и отметили, что не комментируют работу с партнерами.

Стоит отметить, что с Россией продолжит работать компания GPlus, которая, как и Ketchum, входит в Omnicom Group. Можно предположить, что они пока исполняют остаточные обязательства по контрактам с Кремлем и правительством, а далее власти примут решению по продлению или разрыву контрактов.

Агентство Ketchum занималось улучшением имиджа России и выполняло сопровождение ряда PR-проектов, таких, например, как организация саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2008 году. Представители российских властей высоко оценили помощь пиарщиков Ketchum, с тех пор их контракты только расширялись.

Как утверждается в материале PRWeek, Ketchum с 2006 года по середину 2012 года получила около $23 млн от России и $17 млн от «Газпрома». Из отчета Ketchum перед министерством юстиции США следует, что за одну только вторую половину 2011 года Ketchum получила почти $5 млн. В первые шесть месяцев 2013 года американская фирма получила от российского правительства $15 млн.

Среди услуг, которое оказывало агентство правительству России, было, например, распространение материалов о газовом форуме среди зарубежных и российских СМИ. Американские пиарщики также раздавали пресс-релизы о матчах Континентальной хоккейной лиги и тексты выступлений российских чиновников. Среди прочего, агентство ставит себе в заслугу публикацию статьи президента Владимира Путина в издании The New York Times. Статья российского президента в 2013 году была посвящена предложениям выхода из кризиса в Сирии путем вывоза химического оружия из страны.

Правда, эксперты в области СМИ сомневаются, что для публикации статьи было необходимо обращаться в пиар-агентство. Обычно с предложениями о публикации таких статей газеты обращаются к помощникам глав государств напрямую. Сам Путин объяснил, что идея статьи «пришла ему в голову случайно».

Среди однозначно успешных проектов Ketchum в России можно назвать сопровождение освещения Олимпиады в Сочи — церемония открытия стала одной из самых запоминающихся в истории.

При этом, судя по интервью бывших сотрудников Ketchum, не все идеи американских пиарщиков приживались на российской почве. Британский журналист Ангус Роксборо, который некоторое время работал в компании Ketchum, рассказывал в интервью New Times, что в Кремле не понимали специфики работы с западными СМИ. Якобы власти ожидали, что агентство будет платить журналистам за позитивные статьи о России.

«Мы сказали им: такие вещи на Западе не делаются. Они также хотели, чтобы мы оказывали давление на журналистов, побуждая их «улучшать интервью» или «правильным образом» освещать выступления официальных лиц. Но я не знаю ни одного случая, чтобы кто-либо в Ketchum попытался сделать что-то подобное. Мы все понимали, что западные журналисты просто указали бы нам на дверь. И правильно бы сделали!» — вспоминает Роксборо.

Он уверяет, что для российских клиентов компания писала доклады, касавшиеся стратегии дальнейшей работы, где настоятельно подчеркивали: закручивание гаек и наступление на права человека оказывают разрушительное воздействие на представления о России. И постепенно доклады и рекомендации стали более откровенными и жесткими.

Впервые слухи о возможном уходе Ketchum из страны стали муссироваться после российско-грузинской войны в августе 2008 года, которая резко ухудшила восприятие России на Западе.

Тогда российские чиновники предприняли попытки самостоятельно улучшить образ России — этим, например, активно занималось в ту пору РИА «Новости», которое привозило иностранных журналистов в Москву. Среди успехов РИА — организация дискуссионного клуба «Валдай» экспертной площадки, на которой президент России Владимир Путин встречался с влиятельными политологами и экспертами.

Конфликт на Украине резко ухудшил имидж России в мире — свидетельствовало американское социологическое агентство Pew Research в ходе опроса 2014 года. Так, если в 2013 году с симпатией к России относилось 37% опрошенных, в 2014 году таковых было лишь 19%. В то же время число тех, кто негативно рассматривает Россию, резко возросло с 43 до 72%.

В сентябре 2014 года Песков рассказывал Forbes, что к моменту истечения срока контракта с Ketchum властям России предстоит решить, «нужно ли нам в полном объеме продолжать сотрудничество или сделать паузу».

«Когда со стороны США и стран НАТО идет неприкрытая пропаганда, обычные законы коммуникации и информации не работают», — говорил пресс-секретарь Путина, с чем почти слово в слово совпало его заявление, сделанное в четверг. Интервью Пескова предшествовала заметка The New York Times о том, что агентство прекратило партнерство с «Газпромом» и уменьшило число сотрудников, работающих с Россией, в три раза.

Завкафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей лаконично объясняет разрыв контракта: «Черного кобеля не отмоешь добела». К тому же нет прежних денег».

«С 2006 года многое поменялось, — добавляет глава Экспертной политической группы Константин Калачев. — Продвижение имиджа России на Западе через американское агентство уже не актуально. Есть (глава канала Russia Today) Маргарита Симонян и Co. Цели, задачи, инструменты поменялись. Тем более, зачем что-то отдавать американцам, особенно сейчас. Олимпиада подвела черту под одной эпохой, наступила другая».

Новости и материалы
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
У ЦСКА заметили существенные кадровые потери перед «Спартаком»
Найден способ в 4 раза повысить шансы на излечение от рака курильщиков
Определился обладатель Кубка Гагарина
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Все новости