Военнослужащих по призыву могут перестать отправлять на воинскую службу на российские военные базы, расположенные за рубежом. Как рассказал «Газете.Ru» источник в военном ведомстве, этот вопрос сейчас обсуждается руководством Минобороны в связи с инцидентом в Армении. Там произошло жестокое убийство шести человек, по подозрению в котором задержан российский солдат-срочник.
«Вопрос сложный. С одной стороны, престиж России не должен зависеть от случайных людей, с другой — нельзя все решать поспешно», — сказал представитель Минобороны. По его словам, с точки зрения подготовки резерва военная служба на зарубежных базах не отличается от службы внутри страны, однако вопросы возникнут в экономической плоскости.
Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, лидер Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич пояснил, что готов поддержать эту идею, если ее вынесут на обсуждение Госдумы и профильного комитета. «Это было бы логично, и я бы с этим согласился. Потому что все-таки, когда человек имеет другой возраст, некий опыт службы, у него и отношение к службе другое», — отметил Клинцевич.
При этом он подчеркнул, что, прежде чем принимать такое решение, военным нужно все хорошенько рассчитать. «У контрактников должны быть другие социально-бытовые условия, поэтому их содержание обходится значительно дороже, чем содержание срочников. Кроме того, у них намного выше денежное довольствие. Поэтому решение должно быть обосновано. Надо порекомендовать специалистам военного ведомства, чтобы они эти вопросы проанализировали и потом вышли на министра с каким-то конкретным предложением», — отметил зампред думского оборонного комитета.
Одним из вариантов решения этой проблемы может быть ротация контрактников.
«Допустим, если сделать командировку на пять месяцев, а потом ротировать, можно рассмотреть», — сказал Клинцевич.
Экс-начальник разведки Сибирского военного округа генерал Сергей Канчуков подчеркнул, что в зарубежных частях должны служить не просто контрактники, а солдаты, прошедшие специальную гуманитарную подготовку: «Это и языковая подготовка, поскольку знание местного языка, хотя бы определенного количества слов, — это не только средство общения, но и способ выразить уважение к жителям этой страны; и также знание истории, обычаев. Нужно на это идти, если мы собираемся строить военные базы в Венесуэле и на Кубе. Там должны служить только контрактники».
Президент Академии геополитических проблем, капитан первого ранга в отставке Константин Сивков пояснил «Газете.Ru», что сейчас за пределами России несут службу около 9 тыс. солдат-срочников. «По две-три тысячи служат в Таджикистане и в Белоруссии, еще по нескольку сотен в Армении, Абхазии, Южной Осетии — в общей сложности максимум восемь-девять тысяч человек», — пояснил Сивков.
Он добавил, что для замены срочников на контрактников не обязательно нанимать новых бойцов, достаточно распределить военных из других воинских частей. При этом, по его словам, их денежное довольствие за счет «командировочных» вырастет всего на 30–40%.
Введение запрета на службу срочников за рубежом стало обсуждаться после инцидента, который произошел 12 января. В армянском городе Гюмри была расстреляна семья из шести человек, в том числе двухлетний ребенок. Еще один ребенок с огнестрельными ранениями в области груди был перевезен в Австрийскую детскую клинику города Гюмри и прооперирован.
«В доме убитых Аветисянов следователи обнаружили военные ботинки, обозначенные с внутренней стороны именем и фамилией Валерия Пермякова, который является военнослужащим российской базы. Убийство совершено из автомата АК-74», — сообщила вскоре после инцидента советник руководителя Следственного комитета Армении Сона Трузян.
Во вторник Пермяков был задержан и выдан российской стороне. Как объявил прокурор области Ширак Раффи Асланян, военнослужащий пытался продвинуться в сторону границы у села Баяндур Ширакской области, которое расположено на левом берегу пограничной реки Ахурян.