Пресс-секретарь Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) Кира Ярмыш рассказала «Газете.Ru», что сначала на допрос вызвали Юлию Навальную, жену политика. Та отказалась давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции. По словам Ярмыш, за отказ от дачи показаний следователи угрожали Навальной уголовной ответственностью.
«Мы полагаем, цель допроса – давление на Фонд, Навального и его семью», — считает Ярмыш.
По ее словам, следователи впервые массово вызывают на допрос сотрудников Фонда.
«Ну вот, теперь можно официально сказать, что среди моих близких родственников нет ни одного (старше 18), кто ещё не был на допросе Главного следственного управления Следственного комитета РФ», — сообщается на сайте Навального.
Плакат «Плохой и хороший человек» следователи изъяли у Навального 20 июня. По словам оппозиционера, картина была подарком на день рождения. Автор плаката – владимирский художник Сергей Зотов. Он вешал свои картины на улице, где их регулярно срывали прохожие.
Позже представители сетевой группировки «Анонимный интернационал» распространили запись видеоинтервью с Зотовым. На ней он объяснял, что рисунки его с забора снимают постоянно, что это его не волнует, в полицию он по этому поводу никогда не обращался и не собирается.
«Анонимный интернационал» сообщал, что видео появилось в интернете еще 19 июня, до обыска у Навального. По информации группировки, интервью якобы брали бывшие члены радикального крыла кремлевского движения «Наши», члены проекта «Сталь» под руководством Артура Омарова. На сегодня Омаров является одним из лидеров новой молодежной группы «Сеть». По сообщениям «Анонимного интернационала», позже Омаров все-таки заставил Зотова написать заявление в полицию.
Федеральный пресс-секретарь «Сети» Анастасия Мельник заявила «Газете.Ru», что не в курсе дела Зотова и помочь с комментарием Омарова не сможет.
Кроме Юлии Навальной, повестки пришли другим представителям ФБК: главному социологу Ане Бирюковой, сотруднику отдела расследований Галине Копосовой, волонтеру Владиславу Наганову и даже матери бывшего пресс-секретаря ФБК Анны Ведуты.
Политолог Константин Калачев полагает, что вызов на допрос супруги Навального – это только начало.
«Следственный комитет РФ в лице Управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти, похоже, решил задавить сотрудников Навального морально и поспособствовать образованию вокруг него вакуума. Ставка на страх. Уже само название управления звучит серьезно и угрожающе. Парализовать деятельность оппозиционера, а может, даже подтолкнуть его к эмиграции — вот, видимо, задача. Остальное — инструменты», — рассуждает Калачев.
В пресс-службе СК «Газете.Ru» заявили, что не будут комментировать следственные действия и на сайте вряд ли появится какая-то дополнительная информация.
Один из лидеров российской оппозиции Алексей Навальный сегодня проходит по нескольким уголовным делам: в прошлом году он был осужден по делу о хищении на предприятии «Кировлес» и приговорен к условному сроку. В этом году его посадили под домашний арест по делу о мошенничестве в компании «Ив Роше».