Предложение оппозиционера Алексея Навального запретить чиновникам и сотрудникам компаний с государственным участием покупать за бюджетные деньги автомобили дороже 1,5 млн рублей не будет оформлена в виде закона. К такому выводу пришла рабочая группа при правительстве во главе с министром по вопросам «открытого правительства» Михаилом Абызовым. От экспертов требовалось дать заключение на инициативу, набравшую 100 тыс. подписей на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ).
Инициатива Навального первой набрала на сайте РОИ 100 тыс. голосов и была вынесена на обсуждение рабочей группы. Система сбора подписей, инициированная президентом Владимиром Путиным, заработала весной этого года. Тогда Путин в своей предвыборной программе предложил «ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете».
Однако уже при подписании соответствующего указа он уточнил, что сначала инициативу должна рассмотреть рабочая группа, которая при положительном отзыве направит ее в правительство. Оно, в свою очередь, может подготовить законопроект, который будет внесен в Госдуму.
Во вторник представители профильных ведомств представили свои заключения на инициативу Навального. Директор департамента контрактной системы Минэкономразвития Кирилл Степанов отметил, что во вступающем в силу с 1 января 2014 года законе «О федеральной контрактной системе» (ФКС) уже содержится положение, направленное на экономию бюджетных средств. Изменения, предлагаемые Навальным, могли быть внесены в 94-й федеральный закон «О госзакупках», но он с января будет заменен законом о ФКС.
Чиновник считает странным вводить средний показатель стоимости автомобиля госслужащего. «Надо подходить диверсифицированно, эта планка может быть повышена для тех, кто выполняет представительские функции», — полагает он.
Ограничения на стоимость автомобилей надо устанавливать не на уровне закона, они должны регулироваться актом правительства, вторил ему первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил монетизировать расходы на транспортное обслуживание госслужащих и компенсировать им половину расходов. По его словам, необходимо создать публичный список госслужащих, обладающих правом использовать служебный автомобиль, с указанием цены автомобиля в соответствии с рангом чиновника.
Депутаты Роберт Шлегель («Единая Россия») и Ярослав Нилов (ЛДПР) предложили передать инициативы в Госдуму. «Это первая общественная инициатива, будет правильно, если этот вопрос решат депутаты», — настаивал Шлегель.
Отметим, в Госдуме уже лежит законопроект-двойник, внесенный 5 июля несколькими депутатами. Вячеслав Лысаков, Виктор Климов и Ольга Тимофеева предложили запретить чиновникам закупки автомобилей дороже 3 млн рублей за счет бюджетных средств.
Установление планки в 1,5 млн рублей может привести к увеличению бюджетных расходов, предположил министр Михаил Абызов. Он пояснил, что сейчас 90% автомобилей приобретаются для чиновников среднего уровня по цене от 600 тыс. до 900 тыс. рублей, а принятие ограничения на уровне 1,5 млн рублей может привести к увеличению расходов.
Президент Фонда информационной демократии (оператор системы РОИ) Илья Массух сообщил, что на сайте РОИ зарегистрированы еще несколько инициатив, предполагающих еще большее ограничение расходов на автомобили для чиновников или закупку только отечественных автомобилей. Кроме того, набирает обороты инициатива, предусматривающая отмену мигалок у автомобилей чиновников.
Теперь рабочей группе предстоит в течение недели подготовить экспертное заключение, которое будет передано на рассмотрение правительства. Оно, в свою очередь, примет решение до конца года, сказал Абызов.
Сейчас эта инициатива не может быть рассмотрена в Госдуме, так как не является предметом регулирования закона, ею должно заниматься правительство, сделал вывод министр.
Предложения членов рабочей группы он сформулировал следующим образом: ограничение стоимости приобретаемого автотранспорта, нормирование затрат на его обслуживание и возможная монетизация этих расходов.
Глава комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы Владимир Плигин, входящий в состав рабочей группы, отметил в разговоре с «Газетой.Ru», что обсуждение законопроекта об ограничении стоимости автомобилей чиновников, который уже лежит в Госдуме, будет сложным. «Надо посмотреть, куда депутаты хотят его вписать, в какие акты, ведь один из федеральных законов утратил свою силу, — сказал он. — Это может быть решено подзаконными актами. Я предложил сделать проект нормативного акта, который бы регулировал эти отношения в соответствии с 44-м федеральным законом, это может быть постановление правительства».
Председатель совета Фонда свободной информации Иван Павлов считает, что инициатива Навального – это готовый законопроект. «Все юридические огрехи, о которых они говорят, это от лукавого. Законодатель вправе включить эти нормы в закон, они спокойно могут лечь в тело и 44-го закона. Идет просто сопротивление, не хотят принимать», — пояснил он «Газете.Ru».