В среду поздно вечером премьер-министр Туниса Хамади Джебейли выступил с телеобращением к нации. Он объявил о роспуске кабинета министров спустя несколько часов после убийства лидера светской демократической партии Шукри Белаида, спровоцировавшего массовые забастовки против правящего исламистского движения «Ан-Нахда» («Возрождение») и приостановления членства представителей светской оппозиции в парламенте страны.
Джебейли пообещал сформировать временное правительство «беспартийных технократов», сообщает Reuters.
Новый кабинет министров будет меньше по числу членов и ограничен в полномочиях. Его задачей станет управление страной до выборов. Джебейли пообещал «в кратчайшие сроки» провести в стране парламентские выборы, но не стал называть никаких конкретных дат.
Представители оппозиции отреагировали на заявление Джебейли со сдержанным оптимизмом, назвав решение о роспуске правительства «запоздалым, но важным шагом», отмечает Reuters. Правящая партия, напротив, отвергла предложение своего лидера Джебейли. «Премьер-министр не спросил мнение своей партии. Мы в «Ан-Нахда» считаем, что Тунис в настоящее время нуждается в политическом правительстве. Мы будем продолжать переговоры с другими партиями о формировании коалиционного правительства», — сказал зампредседателя «Ан-Нахда» Абдельхамид Джеласси.
Своим заявлением Джебейли фактически ущемил интересы «Ан-Нахда», лидером которой является, но тем самым предупредил массовые забастовки в стране и усугубление политического кризиса.
Накануне вечером коалиция светской оппозиции призвала граждан Туниса к всеобщей забастовке 7 февраля в знак протеста против убийства Белаида. «Народный фронт», лидером которого был Белаид, приостановил свое участие в национальном учредительном совете, выполняющем функции парламента в Тунисе. Представитель «Народного фронта» Мухаммед Мджам заявил, что убийство Белаида «может отбросить Тунис назад в прошлое». Он также добавил, что партия планирует переговоры с другими политическими силами, чтобы склонить их на свою сторону. «Народный фронт» объединяет ряд светских партий, в основном левого толка.
Генеральный секретарь демократической патриотической партии «Ватад», входившей в движение «Народный фронт», Шукри Белаид был убит утром 6 февраля на пороге своего дома. Неизвестные выпустили четыре пули в оппозиционера, две из них достигли цели: одна попала Белаиду в шею, другая в голову.
МВД Туниса характеризовало преступление как «политическое убийство и террористический акт». Власти пока затрудняются назвать заказчиков преступления. Белаид находился в жесткой оппозиции к умеренно-исламистскому правительству, выступая за защиту светских принципов в общественной и политической жизни. Семья Белаида сообщила, что в последнее время ему регулярно поступали угрозы убийства, очередное сообщение от неизвестных Белаид получил во вторник. Его супруга, потрясая перед журналистами окровавленной одеждой Белаида, обвинила правительство, не обеспечившее защиту оппозиционеру, в преступном бездействии. «Ан-Нахда» назвала убийство «отвратительным преступлением», направленным против «стабильности и безопасности» страны. Но оппозиционеры незамедлительно обвинили в убийстве исламистов. В минувшую субботу Белаид обвинил «наемников» «Ан-Нахда» в осуществлении нападений на представителей светской оппозиции.
Убийство сразу спровоцировало массовые акции протеста. Разгневанные демонстранты направились сначала к зданию в МВД на главной улице Туниса Хабиб-Бургиб. Они скандировали лозунги против правящей «Ан-Нахда». Как сообщает портал Tunisia Live, к вечеру среды полиция попыталась блокировать улицу Хабиб-Бургиб, применив слезоточивый газ и дубинки. Из регионов в течение дня поступали сообщения о нападениях на штаб-квартиры «Ан-Нахда» в городах Гафса, Сиди-Бузид и Эль-Каф. В городе Сиди-Бузид, с которого в конце 2010 года началась «арабская весна», протестующие требовали «второй революции».
Первое политическое убийство со времен революции в Тунисе и вызванные им акции протеста наложились на политический кризис, начавшийся в стране еще в конце прошлого года.
В течение нескольких недель три исламистские партии, сформировавшие правящую коалицию, безуспешно пытались договориться о составе правительства. Младший партнер коалиции — партия «Конгресс за республику», лидер которой Монсеф Марзуки занимает пост президента Туниса, — требовала заменить глав нескольких министерств, угрожая в противном случае перейти в оппозицию.
Тунис считался наиболее успешно пережившей «арабскую весну» страной: до открытого гражданского противостояния дело еще не доходило. После ухода президента бен Али Тунису удалось обеспечить сравнительно спокойный переход к новому режиму. Правительство было сформировано по итогам свободных выборов в 2011 году. Партия «Ан-Нахда» сумела набрать лишь 42% голосов и поэтому была вынуждена создать коалицию с двумя светскими политическими силами. Радикализацию тунисского общества власти страны до сих пор комментировали неохотно. Посол Туниса в России Али Гутали на январской пресс-конференции в честь годовщины революции говорил о том, что исламисты в Тунисе не представляют реальной силы и являются маргиналами, при этом он подтвердил, что власти страны активно занялись борьбой с фундаменталистами. В свою очередь, либеральная оппозиция и левые обвиняли умеренных исламистов в бездействии по отношению к радикалам, добивающимся создания в Тунисе шариатского государства.