Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Англофоны просыпаются!»

Празднование победы сепаратистов на выборах в канадском Квебеке обернулось стрельбой

Победа сепаратистской Квебекской партии на выборах в этом канадском регионе обернулась трагедией: неизвестный открыл огонь, убив одного и ранив другого в концертном зале, где лидер партии Полин Маруа выступала с победной речью. Сепаратисты грозятся в третий раз организовать референдум об отделении франкоговорящей провинции от Канады. Предыдущие попытки, в 1980 и 1995 годах, заканчивались неудачей.

Победное собрание сторонников независимости канадской провинции Квебек во главе с лидером Квебекской партии Полин Маруа, праздновавшей победу на региональных выборах, была прервана неизвестным террористом.

Около полуночи одетый в балаклаву и черный балахон неизвестный открыл огонь в монреальском концертном зале «Метрополис», где собрались сторонники квебекской автономии. С криком на французском «англофоны просыпаются!» ему удалось сделать два выстрела, убив на месте одного из сторонников Маруа и ранив другого.

Как объяснил потом официальный представитель монреальской полиции Дани Рише, неизвестному удалось проникнуть в концертный зал с черного хода. Сначала он не открывал огонь, пытаясь пройти к публике, но затем все-таки совершил два выстрела, первым убив наповал 45-летнего сотрудника компании Solotech, обеспечивавшей партийцев сценой и звуком. О втором пострадавшем (полиция не называет ни его имени, ни возраста) известно, что он был коллегой убитого; он был ранен легко, его жизни опасность не угрожает. Вместе с ним был госпитализирован и третий участник митинга: от пережитого с ним случился нервический припадок.

Маруа, которая в это время как раз выступала с победной речью – по итогам вторничных региональных выборов она станет первой женщиной-премьер-министром Квебека и возглавит сепаратистское правительство меньшинства, – была окружена охранниками и немедленно отведена за сцену.

Нападавшего удалось скрутить. В этот момент перед служебным входом в концертный зал, где также собрались сторонники Квебекской партии, разгорался пожар, который, однако, удалось быстро потушить, передает монреальская газета Le journal de Montréal. Очевидцы утверждают, что нападавший перед тем, как войти в здание, бросил в служебный ход «коктейль Молотова».

«Англичане просыпаются, англичане просыпаются! Это расплата, да, да, этого достаточно», — передает The Globe and Mail слова злоумышленника, которого в наручниках препровождали в полицейскую машину.

По некоторым данным, при нападении он был вооружен автоматом Калашникова.

После того как паника улеглась, Маруа вернулась к своим сторонникам, еще раз поблагодарила за победу и призвала спокойно и организованно эвакуироваться из концерт-холла. До того как началась стрельба, в своей речи она громогласно повторила главный лозунг Квебекской партии: «Как народ, мы хотим принимать решения, которые нас касаются, самостоятельно. Будущее Квебека – это становление суверенного государства». Перейдя на английский, она обратилась и к англоговорящим квебекцам, пообещав им и коренным жителям Америки (в Канаде малочисленные народы Севера называются «первые нации») гарантировать весь набор политических и социальных прав и место рядом с франкоговорящими квебекцами при строительстве нового государства.

Падение правительства квебекских либералов и возвращение к власти партии франкоговорящих канадцев было спровоцировано масштабным социальным кризисом, парализовавшим Монреаль на протяжении нескольких летних месяцев. Протестовавшие против реформы образования спровоцировали правительство либералов провести через Национальное собрание провинции печально известный «Закон 78», который ужесточил правила проведения массовых манифестаций. Этим либералы только усилили протестное движение, собиравшее за раз по нескольку сот тысяч манифестантов.

Один из лидеров студенческой забастовки 20-летний Лео Бюро-Блуэн был избран в Национальное собрание Квебека, став самым молодым региональным парламентарием. Удар по либералам оказался тем сильнее, что их лидер Жан Шаре не смог обеспечить свое переизбрание в родном округе Шербрук, который он представлял с 1998 года, проиграв представителю Квебекской партии Сержу Кардену. О Шаре газета The Globe and Mail пишет как о человеке, который «на десятилетие обеспечил Канаде мир, а Квебеку – постоянное волнение».

Победители досрочных выборов обещают первым делом отменить новый закон о митингах, но также хотят обеспечить обучение в старшей школе только на французском языке и ввести правило, согласно которому не обладающий знанием французского языка не может претендовать на замещение в провинции государственных постов.

Квебекская партия собирается провести третий в истории провинции референдум об отделении от Канады.

В 1980 и 1995 годах, когда сепаратисты также добивались проведения референдумов о независимости, жители этой канадской провинции высказывались против. До этого в течение почти 15 лет на территории провинции активно действовал террористический «Фронт освобождения Квебека», на счету которого убийство, среди прочих, вице-премьера региона Пьера Лапорта. Вдохновлявшиеся примером освободительной борьбы в Алжире и на Корсике (и там, и там на рубеже 1950–1960-х начали активно действовать свои «Фронты освобождения») квебекские сепаратисты, однако, ориентировались на деголлиевскую Францию. Возглавлявший Францию в те годы генерал де Голль в ходе своего турне по Канаде в 1967 году, прибыв в Квебек, вызвал овации своей речью «Да здравствует Монреаль! Да здравствует свободный Квебек!». На это тогдашний канадский премьер Лестер Пирсон отреагировал заявлением о том, что «канадцы не испытывают нужды быть освобожденными от кого бы то ни было». Сепаратистская Квебекская партия впервые сформировала правительство девять лет спустя, а через четыре года организовала первый референдум о независимости.

Если в 1980 году в поддержку самостоятельности выступили только 40,44% пришедших на участки для голосования, то пятнадцать лет спустя референдум едва не завершился успехом: разница между «да» и «нет» составила всего чуть более процента (49,42% за и 50,58% против).

Однако, как отмечает британская The Guardian, тот факт, что сепаратисты не смогли завоевать большинство в Национальном собрании на этих досрочных выборах (они получили лишь 51 место при необходимом для формирования правительства большинства 63), показывает, что жители провинции не так уж жаждут предоставления независимости. В большей степени они хотели показать свою неудовлетворенность работой либералов Шаре – больше всего дополнительных голосов получила вовсе не Квебекская партия, а «Коалиция за будущее Квебека» (КБК), которая выступает за сохранение союза с англоязычной Канадой и позиционирует себя как правоцентристов в экономике и левоцентристов в социальных вопросах. Сепаратисты укрупнили свою фракцию всего на семь человек, в то время как КБК ее увеличила более чем вдвое — с 9 до 19 мест.

Новости и материалы
Тренер «Сочи»: сочувствую «Динамо» и «Краснодару»
Ученые обратили вспять диабет 1-го типа у мышей
В Госдуме высказались о возможном вводе американских войск на Украину
Германия передала Украине дополнительную бронетехнику
США установили факты нарушения прав человека со стороны израильских военных
В США предупредили Украину о серьезных последствиях ударов РФ
Легионер «Локомотива» сравнил цены в Москве и Париже
Точечная мутация в геноме бактерии сделала ее разрушительницей мозга
Агент назвал проблему «Зенита»
В Раде рассказали, из-за чего на Украине ограничивают права человека
Победитель турнира «Большого шлема» дал прогнозы на матчи Хачанова и Котова
«Спартаку» предложили позвать Романцева на пост тренера
Глава РПЛ ответил на вопрос, за кого он будет болеть на Евро
В парламенте Британии признали неэффективность антироссийских санкций
В Совфеде отреагировали на предложение США начать переговоры по Украине по Уставу ООН
Российский вратарь вошел в шорт-лист из трех претендентов на «Везина Трофи» в НХЛ
Президент Молдавии высказалась о необходимости «плана Маршалла» от ЕС
В США признали значительные успехи российских войск в ДНР
Все новости