Власти Москвы выборочно решили квартирный вопрос нескольких сотрудников МВД. Жилье от мэрии без очереди получили четыре бойца ОМОН и два полицейских из 2-го оперативного полка ГУ МВД по Москве. «Решением правительства Москвы четверым сотрудникам ОМОН и двум сотрудникам 2-го оперативного полка ГУ МВД России по Москве выданы смотровые ордера на квартиры», — цитирует «Интерфакс» представителя московской полиции. Никаких подробностей о том, какое именно жилье и в каких районах Москвы получили сотрудники МВД, в полиции не сообщили.
В пресс-службе московского ОМОНа от подробных комментариев по этому поводу отказались, посчитав нескромным комментировать заслуги мэрии.
«Они (московские власти) инициаторы были, понимаете? Мы не можем выдавать чьи-то добрые дела за свои», — заявила «Газете.Ru» официальный представитель столичного ОМОНа Светлана Серкина.
В московской мэрии, в свою очередь, ограничились сухим комментарием о том, что городские власти лишь «оказывают содействие в обеспечении социально-бытовых вопросов сотрудников ГУ МВД». «Дальнейшее распределение оказанной помощи является компетенцией руководства данного ведомства», — подчеркнула пресс-секретарь мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова.
Жилье сотрудникам МВД выдали без очереди. Сколько всего сотрудников ОМОНа ожидает квартир от власти, Серкина сказать не может, объясняя это тем, что отдельной статистики по подразделениям не ведется. По состоянию на прошлый год, в очереди на жилье стояли 74,5 тысячи человек, в 2012 году МВД планировало обеспечить квартирами 4,5 тысячи семей полицейских.
Имена людей, получивших квартиры, не называются. По словам Серкиной, речь идет о бойцах ОМОН, которые пострадали во время массовых беспорядков в Москве 6 мая и оказались «в госпитале». Врачи зафиксировали у сотрудников МВД ушибы различной тяжести, сотрясения мозга и черепно-мозговые травмы. Имена пострадавших при исполнении также неизвестны.
В первые дни после беспорядков найти омоновцев в московских больницах пытался депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев, однако желание «эсера» встретиться с пострадавшими сотрудниками МВД не нашло поддержки руководства ведомства. Представитель пресс-службы ГУВД Виктор Бирюков тогда объяснял депутату, что «омоновцы якобы не хотят встречаться и общаться с оранжевой угрозой», рассказывает пресс-секретарь Пономарева Данила Линделе. Он вспоминает, что найти пострадавших сотрудников МВД удалось тоже не с первого раза.
«Во всех больницах нам говорили, что омоновцев у них нету, ни в журнале регистрации никого нет. Ребята из Lifenews говорили мне, что сотрудники ОМОНа уже два дня как дома, а все это (ролик на портале с пострадавшими сотрудниками и последовавшая встреча с мэром Москвы. — «Газета.Ru») было постановкой для Собянина. Насколько я помню, у омоновцев самой серьезной травмой был череп проломленный, а у остальных — так, царапины», — говорит Линделе.
Несколько омоновцев действительно пострадали во время противостояния на Малом Каменном мосту, но произошло это из-за их собственной безответственности, уверен глава профсоюза сотрудников полиции Москвы Михаил Пашкин. После акции 6 мая Пашкин встречался с представителями различных подразделений полиции и обсуждал с ними произошедшие беспорядки. Собеседники из ОМОН рассказали Пашкину, что среди бойцов есть «спортсмены», которые просто не надели каски, отправляясь на Болотную площадь.
«Есть там такие товарищи-спортсмены, они без всего. Они даже не получали каски. Но это так мне сказали, я там не был. Надо поднимать видео и смотреть, как там они бежали — в каске или не в каске», — говорит Пашкин.
Представитель московского ОМОНа категорически опровергла эту версию, объяснив, что если некоторые сотрудники и оказались на акции без касок, то только по вине провокаторов: «Они брали сотрудников, снимали с них «джетты» (шлемы), которые защищают, жилеты снимали. Если посмотреть видео, то на нем видно, что в начале митинга все сотрудники были в «джеттах». Во время акции 6 мая, по свидетельствам очевидцев, люди из толпы действительно срывали с омоновцев каски и жилеты, отбирали у них дубинки и выкидывали амуницию с моста в воду. После акции в полиции заявили, что сотрудники недосчитались 23 шлемов, 29 дубинок и 13 бронежилетов. «Ну Хаустов мне то же самое сказал, а рядовые сотрудники рассказали другое», — парирует Пашкин, отвечая на комментарии пресс-службы.
Омоновцы, знающие о манере некоторых бойцов не надевать защиту на акции, восприняли награждение квартирами как анекдот, говорит Пашкин: «Они не недоумевают. Народ смеется: побежал без каски, получил по башке — и дали квартиру. Ну елки-палки! Я понимаю, если бы Собянин давал квартиры тем сотрудникам ОМОНа, которые выезжали в Чечню, например. Это было бы понятно… Хотя и здесь понятно — это политика».
В качестве доказательства «политического характера» подарка от мэрии Пашкин рассказывает, что вскоре после массовых беспорядков с сотрудниками полиции в учебном центре ОМОН в Домодедово встречался президент Владимир Путин. Возможно, после нее Собянин решил подарить пострадавшим квартиры, предполагает глава профсоюза полицейских. «Там 300 или 350 сотрудников ОМОНа было — по 12 человек то ли с батальона, то ли со взвода, я не знаю. — рассказывает Пашкин со слов сотрудников полиции, участвовавших во встрече. — Он им сказал правильно. То, что мне передали, я уж не знаю, что он там: «Да, мы будем защищать порядок, но очень жестко это делать не нужно. Нужно в разумных пределах». Похвалил сотрудников ОМОНа, что они пресекли беспорядки».
В пресс-службе московского ОМОНа отказались разговаривать на эту тему, посоветовав обратиться в Кремль. «Вы обратитесь в пресс-службу Кремля, если Путин приезжал. Не мы же к Путину ездили», — сказала Серкина. Получить комментарий пресс-службы Кремля не удалось.
История с квартирами пострадавшим омоновцам может быть расценена другими сотрудниками МВД как «карт-бланш на будущее», считает Сергей Удальцов, один из заявителей «Марша миллионов», переросшего в массовые беспорядки.
«Однозначно такими шагами власть показывает, на чьей они стороне. В ситуации 6 мая четко показано, что они на стороне силовиков, которые разгоняли мирных демонстрантов. Тем самым дается карт-бланш на будущее, развязывают руки, еще и поощряют. Все очень прозрачно, к сожалению», — сказал Удальцов.